анимашкимишки teddy bearsаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыанимашкиаватарыаватарыаватарыаватарыаватарымишки teddy bearsвоздушные шарики

ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК

Объявление

мишки teddy bears

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК » ПУТЕШЕСТВИЕ И ОТДЫХ » Карельские хроники - Попытки летописи (с энциклопедическим уклоном :)


Карельские хроники - Попытки летописи (с энциклопедическим уклоном :)

Сообщений 11 страница 20 из 35

1

Впервые наша семья (родители и мы с братом) оказались в Карелии в 1983 году. И с тех пор наши сердца так и остались в этом прекрасном краю рек и озёр, гор и лесов. Это удивительные по своей красоте места!

Хочу поделиться с вами увиденным (не судите строго фото, сделанные начинающим чайником :) на "мыльницу").

* * * * * * *
Кто давно меня знает, тот уже не удивляется, что я часто делаю "лирические отступления", приводя те или иные дополнительные сведения по той или иной теме. И эта тема не будет исключением. Если кому-то это покажется скучным - смело проходите мимо, а кому интересно - приглашаю погрузиться в невероятную красоту северного края. Где-то эта красота суровая, где-то многообразная (только воображение подключить :) ), а где-то нежная и трогательная...

Мы с вами, дорогие гости, побываем и на знаменитом водопаде Кивач, и на прекрасном, влекущем, загадочном и святом острове Валаам, и в музее деревянного зодчества под открытым небом на острове Кижи, побываем на разных лесных (и не только) озёрах, и в лес-тайгу съездим, и, конечно же, отдохнём на даче у моего брата.

В путь, мои дорогие, по самому любимому мной краю!

* * * * * * * * * * * * * * * * * * *
НАШИ ПОЕЗДКИ

КАРЕЛИЯ - 1983: ВОДОПАД КИВАЧ + КИЖИ + Окончание поездки - где-то в дороге...
КАРЕЛИЯ - 1985 начало пути
КАРЕЛИЯ - 1985 (продолжение) и встреча с пограничниками
КАРЕЛИЯ - 1985 (продолжение) СОРТАВАЛА
КАРЕЛИЯ - 1985 (продолжение) ВАЛААМ
КАРЕЛИЯ - 1985 (продолжение) + река Идель
КАРЕЛИЯ - 1985 (по дороге домой)
КАРЕЛИЯ - 1986 + Мурманск + Новгород
КАРЕЛИЯ - 1987
КАРЕЛИЯ - 1996
КАРЕЛИЯ - 2000 (КРЕСТИНЫ БЛИЗНЕЦОВ)
КАРЕЛИЯ - 2000
КАРЕЛИЯ - 2000 (окончание)

.
СТАТЬИ ИЗ  ИНТЕРНЕТА

ВАЛААМ статья и фото из Википедии
ВОДОПАД КИВАЧ статья и фото из интернета
КИВАЧ статья и фото из Википедии
КИВАЧ статья и фото из интернета
КИЖИ статья и фото из Википедии
КИЖИ продолжение статьи
КИЖИ окончание статьи
СОРТАВАЛА статья и фото из Википедии
СОРТАВАЛА продолжение статьи из Википедии
СОРТАВАЛА окончание статьи из Википедии

.

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-10-18 07:49:23)

0

11

Вот и добралась я до своих хроник и фотографий :)

КАРЕЛИЯ - 1983

В те времена я ещё не вела дневники наших путешествий, поэтому просто постараюсь рассказать и показать то, что запомнилось.

В 1983 году (это была наша самая первая поездка в Карелию) мы поехали двумя машинами - наши родители, бабушка Нина (мамина мама), мы с братом и один из папиных бывших пациентов (с семьёй которого мы "дружили семьями") - Володя - на своей машине. Бабушка очень хотела повидаться со своими сёстрами, живущими в Ленинграде. И вместо путешествия с пересадками на поезде она решилась на эту автомобильную авантюру :) Бабулечке тогда было 74 годика   :playful:

Одна из стоянок была у нас реке Березине где-то в Белоруссии (помню, что мы шутили: Наполеон стоял на Березине, а теперь мы тут стоим :) ).

Утро в нашем лагере

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/394741675.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/348434409.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/250125601.jpg

Заехав в Ленинград, повидавшись с роднёй и оставив там гостить нашу бабушку, мы двинулись дальше, держа курс на Карелию.

На водопаде Кивач в 1983 году, конечно, ещё не было ни смотровой площадки, ни других признаков "цивилизации". К сожалению, фотографии получились плохо и их довольно мало. Ну, а с острова Кижи собственных фотографий вообще нет. Только общая фотография экскурсионной группы, на которой бонусом изображены несколько построек.

Мой брат на водопаде

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/8999332.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/733333722.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/716083543.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/196641334.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/473875378.jpg

Я на скале возле водопада

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/310345509.jpg

Мама возле водопада

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/759602590.jpg

Остров Кижи

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/978105550.jpg

Общее фото

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/212234831.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/509596901.jpg

"Музейные экспонаты" крупным планом :)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/866705885.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/173491785.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/7898857.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/749122996.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/28198386.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/402764571.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/443518622.jpg

Продолжение следует...

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-07-23 02:26:46)

0

12

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

КИЖИ

Ки́жский пого́ст, Ки́жи (также распространён вариант Кижи́, некоторыми филологами называемый "общепринятым"; карел. Kiži) — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея "Кижи", расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Погост

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/735250452.jpg

Название "Кижи", по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz), что означает "мох (растущий на дне водоёмов)"; по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši "игрище, место для игр, праздников" (когнат из финского языка — kisa "состязание, игры").

Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог.

2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником.

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей "Кижи", куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

По одной из легенд, церковь Преображения Господня была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника "Кижи", входят в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.

ИСТОЧНИК

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:28:40)

0

13

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

КИЖИ

История

Первыми письменными источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода в составе Заонежских погостов, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В "Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда" составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696 году записано:

… Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…

Кижи. Церковь Преображения и колокольня. Фото 1900-х гг.

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/52901489.jpg

Главными храмами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Са́ндал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря.

К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов с новыми главными храмами: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в Космозере, церковь Преображения Господня в Мелой Губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах, церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме. Храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.

В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с "пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями". Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов.

Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были "наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков" и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям.

После губернской реформы 1775 года погосты как административно-территориальные образования были упразднены. Границы Кижского прихода были значительно сокращены до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества. Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2358 человек.

До 1827 года Кижский приход находился в ведении Архангельской епархии, а с 1827 года в ведении вновь созданной Олонецкой епархии.

Из справки "Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда", составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским:

Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…

В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л.В.Даль.

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: "… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!"

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году — картина художника И. М. Шлуглейта "На далёком Севере" с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учёт как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось. Из Охранного свидетельства от 11 августа 1920 года № 1847 о постановке на государственную охрану Кижского погоста:

"Удостоверяется, что две церкви во имя Преображения Господня 1714 г., церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1754 г. и колокольня Кижского погоста, как выдающиеся архитектурные памятники находятся под охраной Правительства и никаким видоизменениям и реквизиции икон и церковного убранства не подлежат".
    — Архив Государственного Эрмитажа. Рукописный отдел. Ф. 4. Оп. 1. 1272. Л. 11.

В августе 1926 года комиссия под руководством реставратора Игоря Грабаря провела обследование главных храмов погоста.

Осенью 1937 года службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы были полностью прекращены решением Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР. Священник Алексей Степанович Петухов (1875—1937), назначенный в Кижский приход в 1933 году, был арестован 24 октября 1937 года сотрудниками Заонежского райотдела НКВД Карельской АССР, обвинён как участник "контрреволюционной повстанческой группы" и расстрелян в ноябре 1937 года.

В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР.

В 1949—1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.

В 1993 году был вновь создан Кижский православный приход, 20 августа 1994 года в церкви Покрова Богородицы отслужил божественную литургию епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил.

Летом 2000 года остров Кижи и его храмы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, летом 2010 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ИСТОЧНИК

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:29:38)

0

14

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

КИЖИ

Достопримечательности Кижского погоста

Преображенская церковь

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/747532657.jpg

Церковь Преображения Господня (1714) — самое известное сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…" — гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви.

Преображенская церковь — памятник федерального значения, памятник культурного наследия России (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708) в Вологодской области.

Существующая церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 м. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — "летний" неотапливаемый, зимой в нём богослужения не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Храм имеет простой крестовый план. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — "восьмерик" — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа "бочки". Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора Александра Ополовникова.

Иконостас четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — "Преображение Господне" и "Покров Пресвятой Богородицы" — датируются концом XVII века и типичны для "северного письма". Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870). Углы церкви рублены "в обло", внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены "в лапу". Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и "бочек" — осиновый.

Покровская церковь

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/216741039.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела (перестроена в 1764 году). Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина. Реставрирована по проекту А. В. Ополовникова в 1949—1959 годах.

Этот храм — "зимний" (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Колокольня

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/519712729.jpg

Колокольня построена в 1863—1874 годах на месте старой шатровой колокольни, которая была "скрыта за ветхостью" в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни "в связи с невозможностью утвердить восьмерик её". В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В 1951—1954 годах были заменены кровли колокольни и несколько столбов звонницы. Значительная реставрация колокольни была осуществлена в 1991 году.

Деревянная ограда

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/286125266.jpg

Ограда длиной около 300 м, представляет бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Главный вход на погост расположен возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в середине расположены двустворчатые ворота. Воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту А. В. Ополовникова.

Кладбище

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/157734748.jpg

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/389784532.jpg

Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/669107358.jpg

ИСТОЧНИК

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:30:59)

0

15

КАРЕЛИЯ - 1983 по пути домой

Где-то в дороге...

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/856387904.jpg

Где-то в Карелии...

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/2/301743315.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/118/366933117.jpg

Наша поездка 1983 года завершена, но впереди нас ожидают ещё очень много интересных поездок! Так что:

Продолжение следует...

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-07-23 02:35:38)

0

16

Материал из Википедии

ВАЛААМ

Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo "высокая, горная земля") — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение, и памятник русского зодчества — Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.

Кроме того, Валаам — это популярное туристическое направление.

Валаам, причал и Спасо-Преображенский собор

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/957714703.jpg

География

На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до ближайшего берега — 22 км.

Вид на Никольский скит

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/473572516.jpg

Скалы на острове Валаам

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/310872373.jpg

Спасо-Преображенский монастырь

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/783111512.jpg

Остров расположен в Ладожском озере. До острова Коневец — 60 км, до ближайшего к острову города Сортавала — 42 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км по воде, из них 40 км по реке Неве (до внешней границы города), автомобильным сообщением — 316 км.

Как и весь архипелаг, Валаам представляет собой выход на дневную поверхность т. н. Валаамского силла — пологопадающей (3—10°) к центру Ладожского озера чашеподобной пластовой интрузии мощностью до 200 метров. Возраст габбро-долеритов, слагающих интрузивный комплекс, определен свинец-свинцовым методом и равен ≈1560 млн лет. На побережье и участках понижения рельефа коренные породы перекрыты супесями морены позднеплейстоценового возраста.

Природные условия

Природные особенности определяются положением архипелага в акватории Ладожского озера — крупнейшего в Европе. Территория Валаамского архипелага относится к среднетаёжной подзоне таёжной зоны.

Гидрология:

    два внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединённые между собой и с Ладожским озером каналами;
    девять небольших лесных озёр-ламб;
    разветвлённая сеть мелиоративных канав (XIX век).

Рельеф

Тектонический. Сильно расчленённый тип. Отметки высот над уровнем моря — в интервале от 5,1 до 58,3 м.

Климат

Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17 °C. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км). Средняя температура февраля −8 °C.

Флора

На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).

История

"Карта острова Валаам и прилегающих к нему островов". "Валаамский монастырь и его подвижники: с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, четырнадцати рисунков и карты Валаамских островов". — СПб.: Валаамский монастырь, 1889

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/509932673.jpg

Топонимика названия острова, возможно, происходит от финно-угорского слова "валамо" — высокая (горная) земля, смешавшись с именем пророка Валаама. Самое позднее с 1407 года здесь существовал православный монастырь.

Спасо-Преображенский монастырь

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/783111512.jpg

До 1917 года остров был частью Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки, здесь побывали художники И. И. Шишкин , Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). Широкую известность среди современников получил местный иконописец Алипий. В 1970-х годах серию чёрно-белых линогравюр создал известный карельский художник-график А. И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.

После провозглашения независимости Финляндии в 1917 году остров остался частью Финляндии, однако вошёл в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939—1940 гг. В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Валаамский дом инвалидов. В 1989 году началось возрождение Валаамского монастыря, на которое в начале XXI века тратились серьёзные деньги из государственного бюджета.

Почтовый блок России, 2010 год

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/683007530.jpg

На острове Валааме (картина Фёдора Васильева, 1869)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/97610583.jpg

А.В.Гине, "Буря на Валааме"

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/619381633.jpg

Судьба посёлка

В 2003 году, когда был принят федеральный закон о местном самоуправлении, возник вопрос о статусе посёлка Валаам. Согласно этому закону в субъектах Российской Федерации должны быть разграничены органы местного самоуправления, — определены городские и сельские поселения, установлены их границы. Был принят соответствующий закон и в Республике Карелия. И посёлок Валаам в числе прочих был включён в список муниципальных образований и наделён самостоятельным статусом муниципального образования — Валаамское сельское поселение. Однако в начале 2005 года главой администрации Сортавальского района С. В. Рыжковым было инициировано решение об упразднении самоуправления посёлка Валаам и включении его в состав города Сортавала. С этим решением не согласились некоторые жители Валаамского сельского поселения. Возникший конфликт перерос в судебную тяжбу в Верховном суде Республики Карелия, а затем и в Верховном суде Российской Федерации. В июле 2006 года в дело вмешался патриарх Алексий II.

Мирское поселение на Валааме с 2006 года до момента ликвидации не имело официального административного статуса. Валаамцы-миряне хотели, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что дало бы им возможность участвовать в муниципальных выборах. Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия, однако руководство монастыря противилось этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению. Эти события стали частью затяжного противостояния: руководство монастыря добивается выселения всех жителей-мирян на материк. В Сортавале на церковные деньги были построены жилые дома, квартиры в которых выдавали желающим покинуть остров, а тех, кто хочет остаться, монахи пытаются выселить принудительно. В связи с этим местные жители направляли открытые письма главе Республики Карелия и патриарху, но ничего не добились; попытка инициировать парламентское расследование тоже закончилась неудачей.

Постепенно большая часть социальных учреждений на острове была закрыта. В 2007 году сгорело здание «Летней гостиницы», на месте которого позже появилась гостиница для VIP-паломников; 1 мая 2016 года произошёл сильный пожар в здании «Зимней гостиницы» — в одном из трёх многоквартирных домов на острове, где жили миряне и где находилась также валаамская школа. Дело против предполагаемого поджигателя прекратили за примирением сторон, но школа и дом культуры после пожара были закрыты, а людям, жившим в здании, пришлось покинуть остров. Поселение фактически прекратило своё существование. На начало 2018 года на острове было постоянно зарегистрировано около 100 граждан.

Инфраструктура

В населённом пункте имеется амбулатория, отделение почтовой связи, пункт полиции, воинская часть, пожарная часть, продуктовый магазин.

ИСТОЧНИК

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:33:00)

0

17

КАРЕЛИЯ - 1985

Абсолютно все наши поездки (куда бы мы ни собирались поехать в отпуск) - это своего рода автотуризм. Папа очень любил ездить на авто. И маршрут предстоящей летом поездки мы с ним начинали разрабатывать чуть ли не в мельчайших деталях ещё с зимы.

В 1985 году была наша вторая поездка в Карелию. В "экспедицию" отправились два "экипажа" - наша семья в своём неизменном составе (родители, мы с братом и наш пёсик "карликовый пинчер" Тимочка), семья наших очень хороших и очень близких друзей (Алексей Серафимович, Вера Дмитриевна и их младшая дочь Ирина, которую все мы называли Арина) и наш с братом общий школьный друг - Толик, прекрасно влившийся в наш дружный коллектив. Транспорт - "Жигули".
Тогдашняя наша поездка была одной из самых интересных и богатых на впечатления. Мы посетили Кижи и Валаам. Побывали в очень красивых местах в тайге и на озёрах.

Впереди - экипаж "ЖИГА №1" - наша семья (съёмка ведётся экипажем "ЖИГИ №2")

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/881382348.jpg

Обеденный перекус на полянке (где-то за Воронежем, ближе к Москве)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/586730472.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/436141858.jpg

Остановка на ночлег: разбиваем лагерь, две палатки уже стоят, ставим третью; будем разводить костёр для приготовления ужина, а также из багажника достали канистру с бензином для "Шмеля" (это такой примус дорожный) и/или для паяльной лампы. Если я правильно помню, то это где-то в Тульской или Калужской области.

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/655979988.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/504196197.jpg

Утро после ночлега, сборы лагеря

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/815780906.jpg

Далее мы направились в Ленинград, ибо в 80-90-х годах прошлого века в Петрозаводск можно было попасть только через Ленинград. Переночевав у наших родственников в Ленинграде, мы взяли курс на Лодейное Поле и далее на Петрозаводск.

Придорожный валун (если присмотреться, то на этом валуне можно прочитать надпись "Харьков") и эта "каменюка" уже стопроцентно на территории Карелии :)  :D

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/512272296.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/231629818.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/181999404.jpg

Продолжение следует...

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:34:04)

0

18

КАРЕЛИЯ - 1985 (продолжение)

Во времена СССР на территории Карелии (если кто не помнит или не знает, скажу, что Карелия в те времена именовалась Карельская АССР - Карельская Автономная Советская Социалистическая Республика) были так называемые "приграничные территории" или "закрытые зоны". И эти территории были закрытыми для всех, кроме тех, кто в них жил. Чтобы попасть в эти приграничные зоны, нужно было иметь специальный пропуск, который не так-то и просто было "заиметь". Остров Валаам как раз относился к таким закрытым территориям (и, естественно, дорога через Суоярвский и Сортавальский районы, по которым можно было добраться до городка Сортавала, откуда ходили разного калибра и пассажировмещения плавсредства на Валаам). Так что просто так (только потому, что нам так захотелось) попасть на остров мы не могли. Для этого нужно было в Петрозаводске каким-то образом получить эти самые пропуска.

Ещё дома во время обсуждений предстоящей поездки родители обоих семейств обговаривали разные варианты для получения пропусков. По плану №1 Вера Дмитриевна (она работала в обкоме партии (правда, в сельхозотделе, но это не важно :) ) обратилась за помощью в Министерство то ли сельского, то ли лесного хозяйства (не помню точно). В случае её неудачи вступал в действие план №2 - папа (он тоже был коммунистом и к тому же был членом Всесоюзного общества охотников и рыбаков) должен был "раздобыть" пропуска через охотничье общество. Но нам повезло с первой попытки! И пока готовили наши пропуска, мы остановились на пару-тройку дней в гостевом домике-усадьбе в деревеньке под названием Ужесельга на берегу Онежского озера (в нескольких километрах от Петрозаводска). Находясь всего в двух шагах от острова Кижи, конечно же мы всей компанией посетили его. Фото я уже показывала в поездке за 1983 год, поэтому не буду их повторять (тем более, что это снова был точно такой же коллаж из общего фото группы и нескольких видов острова). 

Да, и ещё одно уточнение, дорога через эти приграничные зоны не отличалась в те годы удобствами - это была самая настоящая "витиеватая" местами хорошо укатанная, а местами и не очень хорошо лесная грунтовка (а не асфальтированная трасса, как сейчас в XXI веке)! Кстати, почти по всей Карелии в прошлом веке были именно такие дороги. Ну, если вам, дорогие читатели, приходилось бывать в густом, а тем паче в труднопроходимом лесу на автомобиле, то вы понимаете, что я подразумеваю под "витиеватой лесной грунтовкой" :D . И в 1983 году как раз таки из-за плохой дороги мы даже до Медвежьегорска не доехали, т.к. наши машины были перегружены и ехали чуть ли не на брюхе (ведь мы всегда возили с собой не только палатки, тёплые вещи и спальные принадлежности, рыболовное и прочее снаряжение, но и парочку канистр с бензином, т.к. с ним была большая напряжёнка на АЗС, а также почти полный месячный запас продуктов, позволявший жить в лесу столько, сколько захочется - ведь в магазинах в 80-х годах полки не отличались изобилием и не блистали не только полнотой ассортимента, но порой даже и самым необходимым, не всегда и не везде можно было это самое необходимое купить :( ;) ). В дороге покупали только овощи (картошку, морковку, свёклу, лук, редиску, помидоры, огурцы и зелень) да сливочное масло и прочую молочку, а всевозможные рыбные и мясные консервы, тушёнку, "завтрак туриста" и прочие полуфабрикаты (типа брикетов горохового супа и разных киселей), муку, крупы, соль, сахар, растительное масло и т.д. и т.п. везли с собой. Продукты для поездок начинали заготавливать заранее, постепенно закупая их ещё с зимы-весны. Как правило все наши поездки планировались на время отпуска, т.е. на месяц-полтора (у папы, как у преподавателя ВУЗа, отпуск был в два месяца, а мама всегда к своему обычному отпуску брала ещё и две недели за свой счёт). Очень часто становились лагерем в понравившихся красивых местах (например, на берегу речки или озера, или в лесу на красивой полянке, но обязательно вблизи водоёма). И жили там несколько дней. Потом снимались с места и ехали дальше.

Ой, чуть не забыла рассказать возникшую во время поисков нужного нам Министерства в Петрозаводске забавную ситуацию. В тот день было довольно-таки пасмурно и где-то на подъезде к городу "небеса разверзлись" и нас накрыл сильнейший ливень. Даже пришлось остановиться на какое-то время, потому что дворники не справлялись с потоками льющейся воды. Когда сила проливного дождя несколько поубавилась и можно было хоть как-то ехать, мы продолжили движение. Добравшись до Петрозаводска, под всё ещё сильным дождём стали искать площадь Ленина. Не зная города, мы немножко заблудились. И попали на проспект Ленина, где располагается здание Правительства Республики Карелия. Папа пошёл "на разведку" - туда ли нам нужно? Но вход почему-то был закрыт. Спросить не у кого - на улицах ни души - все попрятались от ливня :) ... Все стёкла в машине из-за разницы температур снаружи и внутри и высокой влажности сильно запотели, по проезжей части текут полноводные реки дождевой воды, разметку (как впрочем и указатели) практически не видно. Каким-то чудом всё-таки удалось выехать на эту самую площадь Ленина. Но поскольку мы абсолютно не знали город да к тому же и заблудились (как я уже говорила), наши экипажи минут пять кружили по площади, совершив несколько "кругов почёта" вокруг памятника Ленину. А потом, не зная куда же всё-таки нужно ехать, просто остановились у какого-то здания, желая переждать ливень. И вдруг под проливным дождём на совершенно пустой до этого площади непонятно откуда появился гаишник (прям как из-под земли выскочил :) ). Подошёл к нашей машине и, видя "чужие" номерные знаки, спрашивает у папы: "Вы откуда?". Папа ему отвечает: "Из Ворошиловграда". В 80-х Луганск назывался Ворошиловградом (в честь Климента (Клима) Ворошилова, уроженца этих мест - нынешнего Лисичанска). "А где это?" - задаёт новый вопрос гаишник. "Это в Донбассе, на востоке Украины" - следует наш ответ. И с некоторой долей иронии гаишник задаёт очередной вопрос: "А что, у вас в Ворошиловграде другие дорожные знаки?". Оказывается, что в поисках нужного нам Министерства, мы (обе машины!) остановились прямёхонько под знаком "Остановка запрещена" (или "Стоянка запрещена" - точно уже не помню) :crazyfun: Хорошо, что данный товарищ оказался с чувством юмора :) и когда ему рассказали сложившуюся ситуацию и предмет поисков, объяснил как проехать к нужному нам зданию. И отпустил нас восвояси :) За что ему большое спасибо  :love: .

Площадь Ленина в Петрозаводске (вид сверху) - фото из интернета

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/947163570.jpg

Площадь Ленина с прилегающими улицами и проспектами (вид сверху) - ещё одно фото из интернета. Белым цветом я обозначила здание Правительства Карелии, а жёлтым - искомое нами здание, в котором располагались (да и до сих пор располагаются) сразу несколько Министерств

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/321918607.jpg

Получив пропуска (а надо уточнить, что всем выдали по два пропуска: один транзитный - через Суоярвский район, а второй - не помню как точно он назывался - через Сортавальский - и он же был на сам остров Валаам), и ориентируясь по "Атласу автомобильных дорог СССР", мы отправились в дальнейший путь - к одной из главных целей нашей поездки - остров Валаам.

Когда мы въехали в закрытую зону? - так и не поняли - никаких признаков и/или "опознавательных знаков" на нашем пути ни разу не попалось (от слова "вообще"), но вдруг откуда ни возьмись, появились пограничники на УАЗике и БТРе и, переговариваясь с кем-то по рации, потребовали предъявить наши паспорта и пропуска. Самый настоящий погранконтроль, который, как оказалось в дальнейшем, будет ещё несколько раз. Проверив наши документы, пограничники объяснили как ехать дальше (в "Атласе" дороги всех закрытых зон отсутствовали!). Были слышны фразы, что-то вроде "Принял(-ли) их", "Две машины, 8 человек", "Поехали к тебе (вам)", "Встречай(те)". Поехав дальше, через какое-то время снова повстречались с пограничниками. И всё повторилось вновь...

Белые ночи... без взгляда на часы и не понять - ещё день, вечер или уже ночь... В нашем случае был уже очень поздний вечер... И мы, съехав на полтора-два десятка метров с более "накатанной" дороги, оказались на небольшой полянке рядом с каким-то лесным озерцом, решив разбить лагерь и заночевать.

В таких поездках остановка на ночлег - это уже установившийся порядок действий, своеобразный отработанный чуть ли не до мелочей ритуал, в котором каждый знает что ему нужно делать. Все дружно разгрузили верхние багажники, сняв палатки и иже к ним, а также достали необходимое из нижних багажников. Раскочегарив с помощью отцов семейств паяльную лампу и верного "Шмеля", обе матери семейств приготовили ужин, а молодёжь вместе с отцами семейств поставила три палатки (две большие двухместные и одну маленькую - одноместную, а точнее полуторную), в каждой палатке обустроили спальные места, накачав при этом ножной помпой несколько надувных резиновых подушек и надувной матрас для каждого члена экспедиции, а также разложив всем спальные мешки. Старшие мужчины разложили передние сиденья в своих машинах, подготовив тем самым спальные места для девушек. И мы с Ариной, также воспользовавшись надувными матрасами, обустроили свои спальные места. Тимка тоже был рад "размять лапки" и с удовольствием бегал от одного члена нашей дружной компании к другому. В общем, каждый занимался своим делом... После ужина мы с Ариной пошли на берег озера - вымыли посуду. Время уже далеко за полночь, так что вскоре все улеглись спать. Родители - по большим палаткам, Вова и Толик в маленькой, Иришка - в их машине, а я, прихватив Тимку, - в нашей (он всегда в поездках спал со мной в машине).

С самой первой семейной поездки ещё в конце 70-х у нас было заведено правило - в машине сигнал (клаксон) НЕ отключали. Папа выставлял тормоза таким образом, чтобы, ворочаясь во сне и задев ручник, я не могла случайно сдвинуть машину с места. Но в случае чего могла нажать на клаксон и подать сигнал тревоги. И, не отступая от давным-давно заведённых походных правил, все мы, наконец-то, угомонились...

На протяжении почти всего вечера периодически был слышен звук пролетающего в небе вертолёта (это бывало и раньше в другие дни). Так что нас это абсолютно не тревожило. Глубокая почти белая ночь... в лесу небольшой сумрак... тишина... все спят... я тоже плавно начинаю проваливаться в дрёму... Тимка устроился в спальном мешке у меня в ногах... В небе всё чаще слышен звук вертолёта... на "главной" дороге (которая буквально в двух десятках метров от нашего походного лагеря) тоже становится оживленно... слышно, как проезжают машины и, судя по свету фар (мне же из машины видно всё), проехали в одну сторону, потом через некоторое время в другую... затем через какое-то время опять вернулись... и снова мимо нас... Резко вынырнув из полудрёмы, прислушиваюсь и присматриваюсь к происходящему... становится "слегка не по себе"... в голове зарождается мысль "а не нажать ли на тревожную кнопку?"... но тут всё стихает... минуты тикают... тихо... Я успокаиваюсь, вновь пытаясь уснуть... Время идёт... тишина... И тут опять послышался звук нескольких моторов... и... я не верю своим глазам!!!... Прямо на меня светят фары и мощный прожектор!!! Ни секунды больше не раздумывая, ногой со всей силы жму на руле на сигнал!!! И одновременно со мной на сигнал нажимает Ирина!!! Тимка заливается пронзительным лаем... Сплошная какофония! Наши мужчины выскакивают из палаток, прихватив "средства защиты" (ну, надеюсь вы понимаете какие в лесу средства защиты применяют в случае опасности?)... Встревоженные женщины выглядывают из палаток... Вдруг, как по мановению волшебной палочки, наступает звенящая тишина... и все замирают (как в игре "море волнуется")... Картина маслом - кроме нас на поляне БТР с включёнными фарами и мощным прожектором на крыше и УАЗик тоже с включёнными фарами. Потом всё снова оживает. И через приоткрытое в машине окно со стороны вновь прибывших до меня доносится яростный трёхэтажный мат. И жуткий ор по рации. Из всей гневной тирады приличными были всего два слова: "Это они?!". И ответ - "Да!". Кульминация момента снижается... все участники событий быстро приходят в себя, успокаиваются и начинают вести себя цивилизованно. У нас снова проверяют документы и велят немедленно убраться восвояси и следовать по заранее согласованному маршруту. НО!.. Не даром среди нас были как руководящие работники, так и люди, умеющие вести дипломатические переговоры :) В результате нам разрешили остаться на этом месте до утра, строго настрого наказав утром покинуть эти места и следовать дальше.

Оказалось, что пропуска по Суоярвскому району у нас были транзитные (я уже упоминала об этом). И, въехав на его территорию, мы в этот же день должны были покинуть его и ехать дальше, въехав в Сортавальский район. Но поскольку мы остановились на ночёвку и не выехали из района, то пограничники нас "потеряли" (ведь они всё время переговаривались друг с другом по рации и отслеживали наши передвижения. Ну, вы помните услышанные мной фразы при первом погранконтроле). И когда выяснилось, что мы в этот день так и не покинули Суоярвский район, нас стали искать. И вертолёт, как оказалось, тоже вёл поиски...

Утро, как всем известно, - понятие растяжимое. У кого-то оно наступает в пять или шесть часов, а у кого-то - в двенадцать... Наш случай - это второй вариант. Хорошенько выспавшись после ночных тревог и волнений, мы проснулись, спокойненько позавтракали остатками вчерашнего ужина и, не спеша, стали сворачивать наш лагерь.

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/193859572.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/522116977.jpg

Дежавю!!! На поляне снова появляются пограничники!... Это уже другой состав (не те, что были ночью). Очередная проверка документов. И звучит суровый вопрос: "Почему вы ещё здесь? Вам когда сказали выехать?". Следует ответ наших дипломатов: "Днём. Мы уже собираемся". И снова по рации сообщают, что мы готовимся к выезду и днём выезжаем.

Но ведь и понятия "днём" и "собираемся" тоже весьма растяжимые :D . Погода самая что ни на есть летняя! И кто бы сомневался, что можно устроить банный день? Уложив почти весь багаж, мы так и сделали!

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/131520602.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/49446624.jpg

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/113/2/132132252.jpg

Совместив полезное с приятным, а также закончив укладывать вещи в машины, мы направились в Сортавальский район и в расположенный на берегу Ладожского озера город Сортавала, откуда и планировался выезд на остров Валаам.

Продолжение следует!..

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-12 04:35:10)

0

19

Оставив в стороне город Суоярви, наши экипажи продолжили курс на Сортавалу. Дорога - всё та же витиеватая лесная грунтовка.

Я была бы не я, если бы не покопалась в энциклопедиях и словарях (путь и в виртуальных). Поэтому не стала изменять себе и вот что нашла в интернете

СОРТАВАЛА

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Со́ртава́ла (фин. Sortavala, швед. Sordavala) — город республиканского значения в Республике Карелия Российской Федерации, расположенный в Северном Приладожье. Административный центр Сортавальского муниципального района, образует Сортавальское городское поселение. Входит в перечень исторических городов России. Город расположен на северном берегу Ладожского озера, в 270 км от Санкт-Петербурга и в 240 км от Петрозаводска и является неформальной столицей исторического региона Северное Приладожье.

Этимология

Точное толкование названия города до сих пор отсутствует.

Одна из религиозных легенд связана с близостью к городу Валаамского и Коневецкого монастырей. По этой легенде, сортавала переводится как "власть чёрта" (финское sorta — от русского "чёрт", valta "власть") — будто бы именно к этому берегу причалила изгнанная первыми иноками при освящении Валаама нечистая сила.

По другой версии, основоположником которой является академик Яков Грот, название города происходит от финского причастия sorttawa ("рассекающий"), которое могло относиться к разделяющему город на две половины заливу Ладожского озера — Вакколахти.

По ещё одной версии, топонимы с суффиксом -la в прибалтийско-финских языках в основном связаны с возникновением постоянных земледельческих поселений. Эти названия часто имеют антропонимическое происхождение, то есть восходят к имени, фамилии или прозвищу первопоселенца. На основе современных фамилий и письменных источников выявлена группа прибалтийско-финских отглагольных имён или прозвищ с причастным суффиксом -va. Sortavala также может происходить от имени или прозвища Sortava, производного от финского глагола sortaa (карельское sordua) со значением "повергать, валить (лес), косить (траву)".

Так или иначе, все версии о прибалтийско-финском происхождении слова "Сортавала" подразумевают его карельскую этимологию. Не исключается и версия приспособления к карельско-шведскому произношению русского слова Сердоболь-Сердоволь. Однако элемент -боль может быть искажённым прибалтийско-финским: pala — "участок земли", palo — "пожога".

Символика

История символики Сортавалы восходит к концу XVII века, когда находившееся под шведским владычеством Сордавалльское графство было отдано во владение семьи Банер. Впоследствии из герба именно этой семьи были позаимствованы перекрещённые кавалерийские пики с флажками (банеры) для создания городской символики. После взятия Сердоболя русскими войсками городские символы не менялись, а 4 октября 1788 года были официально утверждены Екатериной II по докладу Сената «О гербах городов Рижской, Ревельской и Выборгской губернии и некоторых городов Олонецкого наместничества» (закон № 16716). Тогда сердобольский герб описывался так:

Сердобольский старый. В голубом поле на золотых древках красные знамёна, положенные крестообразно.

К концу XIX века герб стал выглядеть более пышно: добавились золотые шнуры на пиках, а флаги стали не чисто красными, а с белыми треугольниками, это сделало его более похожим на родовой герб Банеров. Именно в таком виде герб изобразил в 1892 году финский архитектор Аминов на плане города, что стало каноническим изображением и было утверждено, вместе с «Положением о гербе», решением малого городского совета народных депутатов 28 декабря 1991 года в качестве современного символа Сортавалы. Статья вторая Положения гласит:

Герб г. Сортавала представляет собой картуш с короной. На картуше на голубом поле изображены флаги, положенные крестообразно. Цвет флагов красный, с белым треугольником в середине. Цвет древков, короны и окантовки картуша — золотой.

История

С древности до XVII века

Территория нынешнего города Сортавалы издавна была населена людьми, о чём свидетельствуют археологические находки каменного и железного веков близ Ну́кутталахти (остров Рие́ккала - "греческий остров"), эпохи викингов в Хернемяки и Хелю́ля. В городище Паасо с конца I тысячелетия существовало укреплённое поселение.

Известно, что уже во второй половине I тысячелетия н. э. ландшафты на месте нынешней Сортавалы обрабатывались земледельцами, которых с определённой долей уверенности можно отождествить с племенем корела.

Первое упоминание острова в русских источниках содержится в Писцо́вой кни́ге Во́дской Пяти́ны 1500 года, где на острове Рие́ккала перечислены Никольская церковь — центр Никольского Сердобольского погоста Корельского уезда, а также поселения Попов Берег (скорее всего — двор священника) и Ригола (Риеккала). Селения на острове и в дальнейшем упоминаются в шведских переписных списках, например, в Списке податных домов 1590 года уже под своим карельским названием Papilan randa упоминается Попов Берег с населением 13 дворов, там же указана и Риеккала (Reeckala), самое большое поселение Никольского Сердобольского погоста с населением 30 дворов.

Первое упоминание о поселении встречается в русско-шведском пограничном соглашении 1468 года:

Не должно наносить никакого вреда в Сортевала.

Самым ранним источником, регистрирующим этот топоним на русском языке, является "Переписная окладная книга Вотской пятины" 1500 года, где имеется запись: "В Сердовольском же погосте волости монастырские. Волость Спасская Валаамского монастыря в Сердоволе…". Ко времени первого письменного упоминания (XV век) на острове Рие́ккаланса́ари (Рие́ккаланса́ри) сформировался центр Николо-Сердовольского погоста Корельской земли.

Под властью Швеции

В 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, Сердовольский погост отошёл к Швеции.

Шведский герб Сордавалы

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/526445335.jpg

В 1632 году неподалёку от погоста по указу короля Густава II Адольфа было основано селение Сордавалла (швед. Sordavalla), получившее статус города в 1646 году.

В январе 1705 года, в ходе Северной войны, Сордавалла была на три дня захвачена русскими войсками, перешедшими по льду Ладожское озеро.

По Ништадтскому мирному договору 1721 года, вся Старая Финляндия (и Сордавалла в том числе) отошла к России. На отвоёванной территории была образована Выборгская провинция, а Сордавалла была переименована в Сердоболь.

В составе Российской империи (1721—1918)

Во время Северной войны город подвергся сильному разрушению и вновь получил статус города только в 1783 году, в ходе губернской реформы Екатерины II Великой. В ходе этой реформы летом 1783 года Выборгская губерния была преобразована в Выборгское наместничество (без изменения территории).

В 1811 году Выборгская губерния вошла в состав Великого княжества Финляндского (в 1809 году вошедшего в состав Российской империи). Сердоболь был центром Сердобольского уезда, одного из 9 уездов губернии.

В 1873 году была построена каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла (ныне — Никольская), в 1881 году открылась учительская семинария, в 1888 году — духовная семинария.

В 1881 году была запущена фабрика по производству мебели, при которой был организован лесопильный завод.

В конце XIX века имелось срочное пароходное сообщение с Санкт-Петербургом, Шлиссельбургом и Валаамом. Жителей было 1336, преимущественно финны. Имелась также финская учительская семинария, низшее ремесленное училище и 1 школа, женская гимназия и мужской лицей, 1 лютеранская и 2 православные церкви (из последних одна XVII века); этнографический музей в здании ратуши. Торговля была незначительна; через Сердоболь вывозился в Россию камень, добываемый у северного берега Ладожского озера, верстах в 8 от города находились ломки чёрного и серо-чёрного сиенито-гранита, гранита и мрамора.

В ноябре 1893 года было завершено строительство 139-км ветки Антреа — Сердоболь (части железной дороги Выборг—Йоэнсуу) — в Сердоболь была проложена железная дорога.

Примерно в 1900 году в городе начал работать машиностроительный завод. Именно он, вероятно, был реорганизован в верфь Sortavalan Telakka ja Konepaja Oy, строительство производственных корпусов которой в Сердобольском уезде упоминается в 1916 году.

В 1901 году, по проекту архитектора Ю. Аренберга, было построено здание мужского лицея, в 1911 году — здание женской школы. В 1908 году в городе открылась торгово-промышленная школа.

План Сортавалы 1840 года

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/440314017.jpg

Сортавала в начале XX века

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/408453003.jpg

Рисунок Елены Самокиш-Судковской. Пристань в Сердоболе, конец XIX в.

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/251929269.jpg

В составе независимой Финляндии (1918—1940)

В 1918 году, когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией, Сердоболь был переименован в Сортавалу. В Выборгской губернии Финляндии он был одним из 6 городов.

В 1920 году в Сортавалу из Хельсинки было перемещено Управление Православной церкви Финляндии, в 1931 году был построен комплекс зданий Управления по проекту архитектора Ю. Вийсте.

В 1936 году на городской верфи был построен ледокол «Ааллокас» для защиты границы Финляндии на Ладожском озере.

В конце 1939 года началась Зимняя война. С декабря 1939 по февраль 1940 советская авиация совершала воздушные налёты на Сортавалу. Самая разрушительная массированная бомбёжка произошла 2 февраля 1940 года.

Финское кладбище в городе

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/580679392.jpg

Панорама города в 1939 году

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/591208879.jpg

Военный и послевоенный периоды

После окончания войны в 1940 году, согласно Московскому договору, город был передан СССР и вошёл в состав новообразованной Карело-Финской ССР. Город стал центром созданного Сортавальского района. В Сортавальский район прибывали переселенцы из Ленинграда и других промышленных центров, рабочие и колхозники с Украины, из Белоруссии, Чувашии, Мордовии, Вологодской и других областей СССР.

В августе 1941 года, с началом войны между Германией (в союзе с Финляндией) и СССР, финны вернули контроль над городом и удерживали его до сентября 1944 года. После завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941—1944 годов согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года — Сортавала снова отошла к СССР. В сентябре прошла вторая эвакуация мирного финского населения из Сортавалы. 22 сентября 1944 года от станции Сортавала отошёл последний поезд с беженцами.

В мае 1945 года в Сортавалу прибыл первый эшелон колхозников Сортавальского района, возвращённых из Вологодской области, куда они были эвакуированы в 1941 году.

В 1944 году в городе были восстановлены фанерный и рыбный заводы, суконная фабрика.

Советский период

Сортавала на карте 1954 года Картографической военной службы США

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/205298309.jpg

В 1958—1998 годы действовал Сортавальский мебельно-лыжный комбинат.

31 октября 1958 года Сортавала утратила статус города республиканского подчинения и была включена в Сортавальский район.

В 1963—1972 годах в состав Сортавалы входил рабочий посёлок Хелюля.

С 1970 года Сортавала — самостоятельная административно-территориальная единица, сортавальскому городскому совету были подчинены поселковые и сельские советы посёлков Валаам, Вяртсиля, Заозёрный, Кааламо, Пуйккола, Рускеала, Хаапалампи и Хелюля.

В 1990 году Сортавале был присвоен статус исторического города России.

Физико-географическая характеристика

Расположение и рельеф

Город расположен на северном берегу Ладожского озера, в 270 км от Санкт-Петербурга и в 240 км от Петрозаводска. Рельеф города связан с геологическими процессами формирования Балтийского кристаллического щита: это пересечённость, обильные скальные выходы, сложенные гранитами, гранито-гнейсами и слюдяными сланцами. Центральная часть города расположена "амфитеатром" на огромном каменном кряже. В черте городской застройки скалы формируют ряд возвышенностей.

Растительность и животный мир

Встречающиеся на землях города лесные участки представлены сосной, елью, березой, рябиной и другой флорой, обычной для этого региона. В 8 км к югу от Сортавалы — возле так называемой дачи Винтера — расположены городской дендропарк и Сортавальский ботанический заказник. На территории ботанического заказника зарегистрировано более 250 видов растений, произрастающих в естественных условиях, среди них — вяз, липа мелколистная, клён остролистный, старые экземпляры березы карельской. В дендропарке, заложенном доктором Винтером в начале XX века, произрастает 76 видов древесных интродуцентов, в том числе 20 редких для региона видов.

Животный мир представлен в основном обитателями Ладожского озера и других озёр, прилежащих к Сортавале. Это 58 видов различных рыб, ценнейшими из которых являются лососёвые. В водах Ладоги можно встретить и занесённый в Красную книгу России редкий вид пресноводных ластоногих — ладожскую нерпу.

Климат

Город Сортавала приравнен к районам Крайнего Севера. Климат близок к умеренно холодному климату и соответствует Dfb согласно классификации климата Кёппена — Гейгера.

Благодаря влиянию Ладоги климат Сортавалы достаточно мягкий: лето умеренно тёплое (средняя температура летних месяцев — +15°), зима умеренно мягкая (средняя температура февраля — −8,6°), однако в отдельные годы может фиксироваться температура до +30° летом и до −40° зимой; осадков — до 600 мм в год. Благодаря особому микроклимату город известен как климатический курорт для больных сердечными и лёгочными заболеваниями (особенно туберкулёзом лёгких), развито санаторно-курортное лечение.

Набережная города Сортавала летом (июнь 2022 года)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/56336084.jpg

Лес в скалистой местности недалеко от города

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/432671669.jpg

Вид на город с возвышенности (в июне 2022 года)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/885578345.jpg

ИСТОЧНИК

Продолжение следует...

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-15 07:30:37)

0

20

Материал из Википедии продолжение статьи

Демография

Этническая история

Древнейшим населением Северного Приладожья, фиксируемым на основании данных топонимики и фольклора, являются саа́мы, или лопари. Со второй половины I тысячелетия н. э. здесь обнаруживаются следы земледелия (остров Риеккалансари), археологические памятники (городище Паасо, X век), что обычно отождествляется с приходом корелы, прибалтийско-финского племени. В XIII веке корела была крещена князем Ярославом Всеволодовичем, но, вероятно, ещё долго сохраняла также и собственные языческие верования.

Вторая половина XVI — начало XVII веков ознаменовались длительными войнами между Швецией и Россией, после которых этническая структура населения Николо-Сердовольского погоста резко меняется: население края значительно сокращается вследствие бедствий военного времени, а также опричного разгрома 1570 года и крупных эпидемий. После перехода всего Корельского уезда под власть Швеции (1617 год) начинается массовая миграция в Россию из-за репрессивной политики шведских властей в отношении православного карельского населения. Эти переселенцы известны сейчас под названием тверские карелы. Население основанного шведами в XVII веке города Сордавала сильно уменьшилось во время Северной войны и восстановилось лишь ко второй половине XVIII века.

В XIX веке население было уже преимущественно финским, жило также небольшое количество русских и шведов. После двух советско-финских войн 1939—1940 и 1941—1944 годов этнический состав населения Сортавалы сменился вторично: вместо финнов, в полном составе эвакуированных в Финляндию, в город прибыли переселенцы из республик СССР, в основном — русские, украинцы и белорусы. Тем не менее небольшая община финнов проживает в городе по сей день.

Несмотря на то, что Сортавала и Сортавальский район находятся в составе Республики Карелия, карелы составляют здесь и в соседнем Лахденпохском районе абсолютное меньшинство населения, что связано со сложной историей этого региона и переселенческой политикой властей СССР. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, карелы вместе с близкородственными им финнами составляют всего 4,4 % населения района — 1537 человек.

Численность населения

В 2023 году, согласно переписи 2022 года, - 14 787 человека.

Религия

Православная община

Православие в городе имеет давнюю историю, ведь сама эта местность некогда (как минимум с XV века) являлась центром Никольского Сердобольского погоста, главным атрибутом которого была церковь Николая Чудотворца на острове Риеккалансари. На историческом месте церковь стоит и сейчас, она относится к подворью Валаамского ставропигиального мужского монастыря. В 1913 году в Финляндской и Выборгской епархии было учреждено Сердобольское викариатство. После обретения Финляндией независимости Сортавала стала столицей финского православия, в ней находились правление Финской православной церкви и духовная семинария, готовящая православных священников для всей Финляндии.

В 1947 году, вскоре после вхождения Сортавалы в состав СССР, в городе была зарегистрирована православная община. Ныне приход относится к Приладожскому благочинному округу, возглавляемому благочинным протоиереем Андреем Бондаренко, настоятелем Никольского храма. Всего в распоряжении общины 2 городских храма, помимо главного — Никольского, существует и небольшая церковь Иоанна Богослова, бывшая в 1930-х годах домовым храмом архиепископа Финляндской православной церкви.

Православная церковь Николая Чудотворца

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/198635070.jpg

Лютеранская община

Сортавальский приход Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии впервые был официально зарегистрирован в 1990 году. В 1992 году приход вошёл в состав созданной в то время Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 1996—1998 годах был построен приходской дом, в котором в настоящее время и проводятся богослужения.

Кроме того, Сортавала является центром Карельской евангелическо-лютеранской церкви. Первый епископ — Раймо Яаттинен (1997—2014). В настоящее время епископом Церкви является Александр Кузнецов. В церкви практикуются богослужения на финском языке. Богослужения проводятся в Лютеранском храме по улице Фабричной, 12.

Торговля и сфера услуг

Сортавала вполне обеспечена предприятиями торговли различного профиля. Существуют магазины фототоваров, электротоваров, радиотоваров, бытовой техники и электроники, мебели, стройтоваров и другие. Среди книжных и канцелярских магазинов присутствует филиалы общероссийских сетей "Буквоед" и "Канцелярская мекка". Среди продуктовых магазинов преобладают магазины самообслуживания. Обеспечен город и различными предприятиями бытового обслуживания: парикмахерскими, обувными мастерскими, ателье и прочими.

Город имеет богатую историю проведения ярмарок, уходящей корнями во времена Николо-Сердовольского погоста. После полувекового периода забвения этой традиции агропромышленные ярмарки в Сортавале были возобновлены в 2000 году, они проводятся весной в конце мая и осенью в конце сентября — начале октября.

Туризм

Сортавала является вторым после Петрозаводска туристическим центром Республики Карелия. Немаловажную роль в этом играет то, что город — один из отправных пунктов водных туристических маршрутов на Валаам: от главной пристани города отходят быстроходные "Метеоры" и небольшие теплоходы, перевозящие до 20 % от общего числа паломников и туристов, желающих посетить этот остров.

Большой поток иностранных туристов даёт так называемый ностальгический туризм бывших жителей Приладожья, проживающих ныне в Финляндии, а также участие города в международном туристическом маршруте "Голубая дорога", протянувшемся от побережья Норвегии через Швецию и Финляндию до карельского города Пудожа.

В городе развивается и собственная туристическая инфраструктура, работают несколько гостиниц различного класса ("Сортавала", "Ладога", "Каунис", "Пиипун Пиха" и др.). Всего в городе насчитывается 11 гостиниц.

Гостиница "Сортавала"

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/440846979.jpg

Из туристических объектов самой Сортавалы наибольшую привлекательность для туристов имеют выставочный центр работ сортавальского художника Кронида Гоголева, работы которого выполнены резьбой по дереву, музейно-туристический центр Северного Приладожья имени Т. А. Хаккарайнена, здания старой Сортавалы, построенные известнейшими архитекторами в конце XIX — первой половине XX века; около 90 зданий города имеют художественно-культурную ценность, однако состояние многих из них весьма плачевно.

Александр Сидякин, бывший глава города, 2010 год:

Сортавала знаком мне не понаслышке… Интересная история, удивительная старая архитектура. Но всё это находится в запустении. Считаю своей задачей сделать город привлекательным не только для ностальгического финского туриста, но и для инвестора.

Транспорт

Железнодорожная станция Сортавала и платформа Сортавала-Центр Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги. Автобусный вокзал.

3 июня 2023 г. был открыт рейс внутригородского поезда "Ладожская Нерпочка" от станции Сортавала (вокзал) до станции Валаамский причал с остановками Сортавала-центр, Карельская, Александрийская. По будням рейсы осуществляет рельсовый автобус РА-1, по выходным туристический состав с обзорным вагоном без окон под паровозом серии 9П. Запуск экотрамвая на аккумуляторах отложен в связи со сложностям в получении оборудования из-за санкций.

От городской пристани отходят суда, доставляющие на остров Валаам туристов и паломников. На Валаам также можно отправиться на катере от Сортавальского яхт-клуба (рядом с гостиницей "Пийпун-пиха").

Пристань. "Метеор"

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/834373178.jpg

Планировка и застройка

Город вытянут вдоль берега Ладожского озера и трассы А129, в направлении юго-запад — северо-восток, и окружён несколькими менее крупными озёрами. Непосредственно ладожский берег является юго-восточной границей городской застройки, с юго-запада её ограничивают озёра Айранне и Кармаланъярви, в черту города вошло небольшое озеро Тухкалампи. От большой Ладоги город защищён крупным островом Риеккалансари, отделённым от материкового берега проливами Уйттосалми и Ворссунсалми, являющимися водными подходами к Сортавале с северо-востока. На острове расположены несколько посёлков, относящихся к Сортавальскому городскому поселению, с Сортавалой их соединяет понтонный мост. C южной стороны водным подходом к городу служит залив Маркатсимансалми. Историческая часть города делится на две неравные части заливом Вакколахти, причём большая часть остаётся на его северо-восточном берегу; соединяет берега пролива Карельский мост. Новые районы многоэтажной застройки лежат северо-восточнее центра, районы индивидуальных малоэтажных домов — юго-западнее. К северу от новых районов, за мостом через залив озера Кармаланъярви, расположен посёлок Хелюля. На юге город граничит с посёлком Хюмпеля, входящим в Сортавальское городское поселение. Центральной улицей города является Карельская, начинающаяся на юге из трассы А129, и переходящая на севере в дорогу А130.

Архитектура

Центральная часть города состоит в основном из каменных 3-4-этажных зданий постройки начала XX века (до 1930-х). Как правило, это постройки в стиле северного модерна (национального романтизма), неоклассицизма, наиболее поздние — функционализма, их авторы — известнейшие финские архитекторы Уно Вернер Ульберг, Готтлиб Элиэль Сааринен, Юхан Якоб Аренберг и др. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило в стиле ампир. Наиболее примечательными зданиями являются:

Здание Банка Финляндии (арх. Уно Ульберг, 1915)
Здание Объединённого банка северных стран (арх. фирма GLS, 1905)
Здание лицея (арх. Юхан Якоб Аренберг, 1901)
Здание гимназии (арх. Юхан Якоб Аренберг, 1911)
Здание управления православной церкви Финляндии и церковь Иоанна Богослова (арх. Юхани Вийсте, 1935)
Дом купца Сиитонена (арх. Устин).

"Дом Леандера". Арх. Элиэль Сааринен

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/850589380.jpg

Объединённый банк Северных стран (ныне почта). Арх. Уно Вернер Ульберг

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/620919397.jpg

Бывшее здание издательства духовной литературы Risti ja Raamattu. Арх. Вяйне Леандер

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/466355927.jpg

Бывший Финский банк (ныне Банк России). Арх. Уно Вернер Ульберг

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/871089822.jpg

Бывшая женская гимназия. Арх. Юхан Якоб Аренберг

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/112827709.jpg

Бывшая женская гимназия

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/548365165.jpg

Никольская церковь. Арх. Николай Гребёнка

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/542976176.jpg

Бывшее управление православной церкви Финляндии, ныне многоквартирный дом. Арх. Юхани Вийсте

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/558335523.jpg

Церковь св. Иоанна Предтечи. Арх Юхан Вийсте

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/93332382.jpg

Гостиница Сеурахуоне. Арх. Онни Тарьянне (1908), Эркки Хуттунен (реконструкция 1939 г.)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/133531125.jpg

Железнодорожный вокзал. Апрель 2013

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/445852998.jpg

Карельская улица, здание с мозаикой на торце. Апрель 2013

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/88584067.jpg

Историческое здание пожарной части

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/475974488.jpg

Администрация города находится в Доме купца Сиитонена. Арх. Пааво Уотила

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/103244409.jpg

Город Сортавала, Республики Карелия. Панорамный вид с крыши 9-ти этажного здания на Карельской улице. Здания бывшей пожарной каланчи, дома Леандера (Сбербанк), дома Сийтонена (Администрация) и Народной школы (школа №1)

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/582702305.jpg

Образец деревянной архитектуры в городе Сортавала

https://krug-druzey.ucoz.net/_ph/114/2/588271451.jpg

ИСТОЧНИК

Продолжение следует...

Отредактировано Ольга-Алёнушка (2023-06-25 23:17:53)

0


Вы здесь » ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК » ПУТЕШЕСТВИЕ И ОТДЫХ » Карельские хроники - Попытки летописи (с энциклопедическим уклоном :)