анимашкимишки teddy bearsаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыаватарыанимашкиаватарыаватарыаватарыаватарыаватарымишки teddy bearsвоздушные шарики

ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК

Объявление

мишки teddy bears

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК » УТОЛИТЕ ЖАЖДУ » ЧАЙ: история, свойства разных сортов и т.д.


ЧАЙ: история, свойства разных сортов и т.д.

Сообщений 11 страница 20 из 59

11

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 25 мая 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ - 2 Письмо рассылки "Чай" от 01 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ - 3 Письмо рассылки "Чай" от 08 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 17 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Письмо рассылки "Чай" от 23 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Письмо рассылки "Чай" от 30 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, МАЛЕНЬКАЯ Письмо рассылки "Чай" от 07 декабря 2006 года

Письмо рассылки "Чай" от 14 декабря 2006 года

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Рассказ об ароматизированном чае, который я планировал уместить в два-три выпуска рассылки, кажется, затягивается. Сегодня я пишу об ароматизированном чае уже пятую заметку - а еще до конца не разобрался с самой очевидной и самой простой ароматизацией чая.

Напомню, что в предыдущих выпусках рассылки я рассказывал о том, как и чем можно ароматизировать чай непосредственно перед чаепитием - а сегодня расскажу о том, как и чем можно ароматизировать чай задолго до чаепития.

Технология 'натуральной ароматизации чая натурой загодя' отличается от 'натуральной ароматизации чая натурой во время' всего одним нюансом. При ароматизации 'во время' ароматическая добавка заваривается вместе с чаем и добавляется в заварку непосредственно в заварочном чайнике, а при ароматизации 'загодя' ароматическая добавка добавляется в емкость, в которой хранится заварка, задолго до чаепития. (Уважаемые подписчики, если я становлюсь занудным, излагая очевидные, в общем-то, вещи - напишите мен об этом, а то меня уже начинает беспокоить обилие в последних рассылках слова 'ароматизированный' ;)

Так вот, мысль о добавлении в сухую заварку каких-либо ароматных штук, на самом деле, выглядит очень разумной и привлекательной. Действительно, что может быть проще - чай будет стоять себе на полочке и пропитываться потихоньку естественным ароматом добавки, а потом, когда придет время, он будет заварен и раскроется во всей своей ароматной красе.

Но, на самом деле, так хорошо и красиво все получается чрезвычайно редко.

Безусловно хорошего результата можно добиться, добавляя в чай на хранение штуки, которые хорошо добавлять в чай и непосредственно перед завариванием. Лимонные корочки или яблоки, например. Чай, при правильном подборе соотношения заварки и ароматизатора, получится вкусным. И, кстати, не сильно будет отличаться от чая с сушеными яблоками и лимонные корочки, в который последние добавили непосредственно перед завариванием - будет просто чуточку ароматнее. Ну и то хлеб.

Достаточно удачной выглядит и мысль о добавлении в чай удачных, с точки зрения 'совместимости' с чаем, трав - чабреца, мяты, душицы и прочих. Но только выглядит. Я не могу объяснить природы этого феномена, но если добавить чабрец в черный чай и поставить эту смесь постоять месячишко - получится полная фигня. От чабреца станется только странный 'ароматический привкус', но пропадет вся его душистость, столь милая моему сердцу. Чабреца, конечно, можно добавить побольше и добиться таки возвращения привычного аромата - но тогда вместе с этим ароматом придет и травяной вкус, совсем неприятный. Тоже самое происходит и с другими травами, разве что мята выбивается из общего ряда. Ее аромат чаем, конечно, не глушится, но как-то притупляется. Ну а при переборе в купаже мяты она сама напрочь убивает аромат чая.

Короче говоря, травы с чаем лучше впрок не смешивать. А так и хранить: чай - отдельно, травы - отдельно, приготавливая купажи непосредственно перед завариванием.

Добавлять в чай сушеные ягоды 'впрок' так же бессмысленно, как добавлять их в чай непосредственно перед завариванием. В небольшой концентрации они не дадут никакого эффекта, кроме предосудительной кислины, а для получения устойчивого и заметного вкуса их нужно будет добавить в чай столько, что легче сразу компот сварить.

Одним из вариантов ароматизации чая добавлением в него пахучих штук загодя, является жасминовая технология. Когда-то давно, когда я впервые узнал о том, как чай ароматизируется жасмином, я подумал, что именно жасминовая технология является ключом к созданию чудесных ароматизированных чаев. Согласитесь, даже в сильно упрощенном варианте технология жасминовой ароматизации выглядит очень привлекательно. Сначала свежие цветки жасмина добавляются в чай, там они высыхают, отдавая чаю свой аромат, потом удаляются, потом чай просушивается и небольшое количество цветков жасмина в него возвращается - для красоты.

Рассудив, что земляника - это то же жасмин, только гораздо вкуснее, я однажды решил изготовить земляничный чай (очень люблю аромат земляники, переслушал The Beatles в нежном возрасте) по жасминовой технологии. Закинул в банку с черным чаем некоторое количество свежей земляники, постарался эту землянику по банке равномерно распределить - и поставил высыхать, внимательно следя за тем, чтобы земляника не начала плесневеть. Через некоторое время каждая земляничина неаппетитно покрылась прилипшими к ней чаинками - причем настолько плотно, что ягоды и думать перестали высыхать, а зависли в странном полувяленом состоянии. Я наблюдал за ними несколько недель, за это время в них не осталось никаких намеков на аромат, да и в чае аромат не появился. Короче говоря, я всю землянику из чая повытаскивал и выкинул.

Ну и, конечно, я однажды пробовал ароматизировать чай нашим местным родственником жасмина - чубушником. Пахнет это штука вполне себе жасмином, я снова решил, что уж здесь-то меня точно поджидает удача - и в очередной раз потерпел полное фиаско. Готовый чай ароматизировать этой штукой не удалось.

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получается с натуральной ароматизацией чая путем добавления в него натуральных ароматных штук? А получается у нас следующее - несмотря на обилие слов, написанное по этой теме, вывод я могу сделать только один. Натуральных ароматных штук, с помощью которых можно получить ароматизированный чай простым добавлением этих штук в чай, очень немного, все они давно и хорошо известны и если никто не пытается ароматизировать чай огурцами, то это вовсе не значит, что мысль народная до этого не додумалась и никто этого не пробовал.

Пробовали. Не понравилось - и решили не повторять.

ВОСТОРЖЕННАЯ ЗАМЕТКА О ЧАЕ GREENFIELD

Последние год-два я с интересом и удовольствием наблюдаю за чаем Greenfield, производимым питерской компанией 'Орими Трэйд'. Удовольствие мне доставляет осознание того факта, что под маркой Greenfield продается самая, пожалуй, интересная сейчас в России коллекция недорогих листовых черных чаев весьма и весьма приличного качества. Кимун, Юннань, Цейлонец, Дарджилинг, Кениец и прочие 'черные приятности' под одной торговой маркой - это просто отлично. А интерес, причем постоянный и неослабевающий, во мне вызывают ароматизированные пакетированные чаи Greenfield.

О качестве и вкусности самих этих чаев я распространяться особенно не буду. Я не поклонник ароматизированного чая в пакетиках, ничего в нем не понимаю и отношусь к нему, как к напитку, с изрядным предубеждением. Но в данном случае дело не в самих чаях, а в том, как 'Орими Трэйд' этими чаями торгует. На мой субъективный взгляд, пакетированный ароматизированный Greenfield в его сегодняшнем состоянии является образцом идеальной подхода к торговле пакетированным ароматизированным чаем. Этот подход состоит в следующем.

Во-первых, формируя линейку Greenfield, специалисты 'Орими Трэйд' пакетированную и непакетированную ее части сделали очень разными. В листовой части этой линейки преобладают чистые чаи или чаи с классическими ароматами (бергамот, жасмин). В пакетированной части этой линейки преобладают даже не ароматизированные чаи, а разнообразные чайные напитки на основе ройбоса, матэ, каркадэ и всяких других растений.

Это решение, если честно, является не только блестящим с точки зрения маркетинга, но и очень уважительным по отношению к покупателям. Любители обычного чая имеют возможность покупать его в лучшем (листовом) виде, а любители разных ароматных напитков (качество которых, в отличие от качества обычного чая, от помещения в пакетики не страдает) имеют возможность покупать 'свои' напитки в виде наиболее удобном. Это красиво.

Во-вторых, ассортимент пакетированного ароматизированного чая Greenfield постоянно обновляется. Постоянное обновление ассортимента - это вообще закон торговли ароматизированными чаями. Яркие ароматы постоянно надоедают, и потребителям нужно постоянно предлагать что-либо новенькое. На самом деле, исполнение этого закона не является уникальной чертой 'Орими Трэйд', обновлением своего 'ароматизированного' ассортимента постоянно занимаются многие российские компании. Но у 'Орими Трэйд' есть одно явное преимущество. Они делают это красиво.

Красиво - это 'в-третьих'. Ароматизированные пачки Greenfield очаровательны. Они радуют глаз самыми простыми и эффективными способами - яркими цветами, красивыми картинками и иностранными словами (написать название крупно по-английски и мелко сбоку по-русски - решение элементарное, но очень эффектное). Эти пачки, кстати, совершенно спокойно можно назвать гламурными (хорошем смысле этого слова) - то есть такими, которые радостно и приятно покупать. Скажу даже больше. Greenfield - это первый по-настоящему гламурный чай на российском рынке.

Резюмируя все вышесказанное, замечу, что в линейке Greenfield специалистам 'Орими Трэйд' удалось весьма органично совместить современные мировые тенденции развития массового чайного рынка (внимание к ароматизированным и травяным пакетированным чаям) и специфику отечественного чайного вкуса (любовь к черному чаю и охотное следование моде).

Я не буду сейчас оценивать мировые чайные тенденции и отечественную чайную специфику - это тема для отдельного разговора. Но идеальное в них попадание в рамках одной торговой марки - это несомненный успех, достойный всяческого уважения.

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

12

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 25 мая 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ - 2 Письмо рассылки "Чай" от 01 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ - 3 Письмо рассылки "Чай" от 08 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 17 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Письмо рассылки "Чай" от 23 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Письмо рассылки "Чай" от 30 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, МАЛЕНЬКАЯ Письмо рассылки "Чай" от 07 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 14 декабря 2006 года

Письмо рассылки "Чай" от 22 декабря 2006 года

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Ну что же, уважаемые подписчики, в прошлых выпусках мы более или менее разобрались с той ароматизацией чая, которую, пожалуй, можно назвать 'домашней' - то есть доступной, в принципе, каждому конкретному любителю чая в каждом конкретном доме. Пока переходить к ароматизации промышленной, с результатами которой мы сталкиваемся в магазинах в любое удобное нам время.

Принципиальное отличие промышленной ароматизации чая от домашней состоит не столько в масштабах и технологиях (тем более, что на уровне технологий эти два вида ароматизации местами пересекаются), сколько в принципиально разных целях ароматизации.

Цель домашней ароматизации - побаловать себя любимого. Цель промышленной ароматизации - создать коммерчески успешный продукт из конкретного чайного сырья. Эта простая цель порождает вполне прикладные и весьма разные задачи, которые может решать промышленная ароматизация чая.

Задача первая - скрыть недостатки исходного чайного сырья ароматизаторами. Задача эта, пожалуй, существует ровно столько, сколько существует чайная индустрия в любом ее виде. Не исключено даже, что первые ароматизированные чаи появились именно вследствие желания производителей чая скрыть свои огрехи при его производстве. И случилось это, естественно, в Китае.

Несмотря на многовековой опыт производство чая, технологичность оного производства (особенного массового) в Китае всегда находилась не на самом высоком уровне - причем по объективным причинам, присущим любому сельскохозяйственному производству. Чай и без того капризный материал, а сочетание его природной капризности с человеческими и природными факторами приводило к тому, что при производстве чая получалось достаточно много брака.

Даже сейчас, при достаточно высоком развитии перерабатывающих технологий, способных пустить в дело все - от черешков чайных листьев до крошки, оставшейся после просеивания - торговать полноценным чаем намного выгоднее, чем побочными продуктами его производства. А раньше любой 'неформат', полученный при производстве чая, означал для производителя прямые убытки.

А 'неформата' получалось много - причем часто брак получался уже на этапе сушке чая или, что еще обиднее, из-за неправильного его хранения. Причем собственный аромат чая, как субстанция наиболее тонкая, при разных казусах с производством страдал в первую очередь. Он мог банально стать слишком слабым, а мог, например 'позаимствовать' какой-либо посторонний запах - например, при сушке над углями чай запросто мог 'набраться' дымного и далеко не всегда желательного аромата.

Короче говоря, идея о том, чтобы подкрепить родной аромат чая каким-либо более стойким запахом должна бала прийти в голову китайцам достаточно давно. Когда это произошло точно, неизвестно, но уже в X веке нашей эры способы ароматизации чая описываются в одном из китайских ботанических трактатах вполне подробно - из чего можно сделать вывод о том, что в Китае чай ароматизируется уже на протяжении как минимум тысячи лет.

В настоящее время процент брака при производстве чая, конечно, значительно меньше - однако естественные 'потери качества' чая весьма и весьма высоки. Хотя бы потому, что в мире чая ежегодно производится примерно на 140 тысяч тонн больше, нежели потребляется. 140 тысяч тонн - это очень много, примерно столько чаю ежегодно выпивает Россия. И весь этот чай лежит не проданным, и, естественно, портится, в первую очередь теряя аромат.

Иногда залежавшийся чай перерабатывают на удобрения (так, например, поступают в Иране) - но чаще пытаются придумать ему более рациональное применение. Из всех возможных вариантов использования старого чая его ароматизация является наилучшим. Да и сам старый чай является идеальной основой для ароматизации - собственного аромата он уже почти не имеет, а аромат посторонний принимает охотно.

Задача вторая - усилить потребительские качества чая. Вот простой пример. В последнее время в моду все более и более энергично входит белый чай. Но даже в лучшем своем виде этот чай не обладает очень ярким ароматом. Его аромат достаточно настойчив и очень приятен, но может быть непривычен и не понятен человеку со стандартным 'чайно-ароматическим' бэкграундом. А массовый белый чай и вовсе пахнет слабенько - несмотря на то, что достаточно часто сохраняет характерные для этого напитка ароматические ноты и вкус. И уж совсем никак не пахнут разного рода холодные чайные напитки на основе экстракта белого чая, которые по недоразумению тоже былым чаем называются. Получается неприятность - потребитель уже достаточно хорошо информирован о том, что белый чай до фига полезен (антиоксиданты борют свободные радикалы, все дела), но вкус этого самого очень полезного чая ему не понятен. С точки зрения логики массового рынка ситуация патовая - потому что сейчас даже лекарства стараются делать вкусными, иначе их не ест никто (что, в общем-то, логично - от болезни еще неизвестно когда скапутишься, а гадость глотать прямо сейчас нужно).

Выход из сложившейся ситуации очень прост. Если для массового потребителя аромат и вкус белого чая непривычны, надо туда чего-либо добавить. Например, персикового ароматизатора. Потребитель глотает чертовски вкусный белый чай - и, заодно, избавляется от свободных радикалов. 'Все счастливы, никто не виноват'.

Этот вторая задача ('усиления потребительских свойств чая') по логике близка к первой ('сокрытие низкого качества исходного сырья') и, по сути своей, тоже является красивым способом обмана покупателей. Но при решении второй задачи производители могут использовать и качественное сырье - и все равно будут его улучшать.

Третья возможная задача ароматизации состоит в том, чтобы сымитировать естественный аромат чая и сделать этот аромат более доступным для потребителей. Классический пример - чай 'Золотой Цветок с Молочным Ароматом', он же 'Молочный Улун', он же 'Най Сян Цзинь Сюань'.

Дело в том, что улуны, произведенные из чайных кустов сорта Цзинь Сюань ('Золотой Цветок') при определенном стечении обстоятельств имеют естественный очень тонкий молочный аромат - буквально на уровне оттенка, но оттенка заметного. Но такое случается только с лучшими чаями - с горных тайваньских плантаций, аккуратно и вовремя собранных и тщательно изготовленных. Таких чаев ничтожно мало, на всех потребителей их, конечно, не хватит - но всем хочется! Ведь молочный аромат - это так классно.

Было бы странно, если бы этой ситуацией не воспользовались производители чая. Потребитель хочет молочного аромата - он его получит. Небольшое количество карамельного ароматизатора решает все проблемы. Причем в лучших вариантах 'Молочного Улуна' этот ароматизатор добавляется в чайные листья с кустов того самого сорта Цзинь Сюань - но только в те, что попроще. То есть все настолько честно, насколько вообще может быть.

Красиво? Красиво. Причем снова все счастливы и снова никто не виноват. Не исключено, кстати, что именно по этой схеме производятся многочисленные китайские чаи, в названии которых присутствуют слова 'Одинокие кусты' и которые благоухают то черной смородиной, то орхидеей. Но этого я достоверно не знаю, так что настаивать на гипотезе не стану.

Ну и, наконец, четвертая (и самая благородная) задача промышленной ароматизации - получить новые, радостные вкусы и ароматы. Иногда - случайно, иногда - намеренно, иногда - при решении одной из трех описанных выше задач, такое случается. И результаты такой ароматизации становятся известными и популярными сортами чая, каким стал, например, Earl Grey.

Впрочем, обо всем об этом я буду рассказывать уже в новом году. Дело в том, что в следующей рассылке я планирую пропустить ароматизированную тему - я ожидаю получения новых интересных чаев, о которых непременно захочу рассказать.

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

13

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 25 мая 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ - 2 Письмо рассылки "Чай" от 01 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ - 3 Письмо рассылки "Чай" от 08 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 17 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Письмо рассылки "Чай" от 23 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Письмо рассылки "Чай" от 30 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, МАЛЕНЬКАЯ Письмо рассылки "Чай" от 07 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 14 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 22 декабря 2006 года

Письмо рассылки "Чай" от 11 января 2007 года

АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Вернемся, однако, к повествованию об ароматизированных чаях. Вернее - об ароматизированных чаях, производимых в промышленных объемах и продающихся в наших магазинах.

С точки зрения 'принципа действия' промышленная ароматизация может заключаться либо в 'насыщении' чайных листьев новым ароматом, либо в добавлении в чай ароматических веществ, которые особенно сильно 'сработают' при заваривании.

Самым ярким примером первого способа ароматизации является жасминовый зеленый чай, в который при производстве добавляются цветки жасмина, чайные листья насыщаются их ароматом, после чего 'отработанные' цветки жасмина удаляются. Если в купленном вами жасминовом чае вы находите цветки жасмина, то помните, что их функция исключительно информационно-декоративная - они сообщают потребителю о том, что он пьет именно жасминовый чай. Для ароматизации жасминового чая используется достаточно много цветов жасмина - и если бы их оставляли в готовом напитке, он мог бы на половину состоять из цветов жасмина и едва ли имел бы чайный вкус.

Традиционный способ ароматизации чая жасмином состоит в том, что свежеприготовленный, еще теплый после сушки чай выкладывают нетолстым слоем на дно ящика и засыпают слоем свежих цветов жасмина, сверху которого опять рассыпается слой чая, сверху которого... Ну и так далее. После того, как чай напитается ароматом жасмина, цветы последнего выбрасывают, а чай еще раз сушат.

По аналогичной технологии производятся и другие чаи, ароматизированные цветами. Например, лотосовый вьетнамский чай. Он не так знаменит, как его китайский жасминовый коллега, но во Вьетнаме весьма популярен, да и невьетнамскими любителями чая ценится очень высоко. Технология производства этого чая, принципиально не отличаясь от технологии производства жасминового чая, в деталях очень поэтична.

Сухой чай (чаще всего - улун, выращенный и произведенный во Вьетнаме) и тычинки только что собранных цветков лотоса чередующимися слоями закладываются в терракотовую глазурированную емкость. Емкость эта плотно закрывается (если в помещении, где происходит ароматизация, начинает пахнуть лотосом, это означает, что ароматизация идет неправильно - емкость с чаем и тычинками недостаточно герметична и допускает 'утечку аромата') и выдерживают в течение двух дней. После этого смесь чая и тычинок лотоса высушивают в течение суток хитрым вьетнамским способом: двумя бумажными пакетами со смесью чая и тычинок 'оборачивают' банку с горячей водой, полученную конструкцию заворачивают в плотную бумагу и в одеяло.

После высушивания тычинки лотоса отделяют от чая с помощью просеивания смеси через сито - и чай снова закладывают на ароматизацию в терракотовую емкость, только уже со свежими тычинками. Такая процедура проделывается восемь раз, весь цикл производства лотосового чая занимает примерно месяц и для того, чтобы ароматизировать килограмм чая нужно 1,4 килограмма тычинок лотоса - это примерно 1400 цветков.

На том же свойстве чая охотно принимать посторонние ароматы основана технология изготовления еще одного знаменитого ароматизированного чая - Чжэн Шань Сяо Чжуна, известного также под названием Лао Сун Сяо Чжун, и еще более известного под названием Лапсанг Сушонг (Lapsang Souchong).

На последних этапах производства этого чая (при сушке и прожаривании) используются смолистые сосновые дрова, от которых чай и насыщается своим копченым ароматом, ассоциирующимся у кого-то с черносливом, у кого-то с туристическим костром, у кого-то - со скипидаром или лыжной мазью.

(Мне, кстати, встречалась версия, что первый раз китайцы использовали смолистые дрова по недосмотру - однако англичанам, для которых этот чай изготавливался, результат понравился, что и привело к появлению нового напитка. Все это очень романтично - но никаких подтверждений этой гипотезы и меня нет).

Более простым способом ароматизации чая является добавление в последний ароматических трав, цветов и плодов, полностью аналогичное тому, что можно произвести и в домашних условиях. 'Ароматизированных натурой' чаев достаточно много. Навскидку можно вспомнить чай с лепестками роз, чай с мятой и, конечно, разнообразные чаи со специями - причем все эти чаи 'работают' по двойному принципу. С одной стороны, сам чай немного насыщается новыми ароматами в процессе совместного 'лежания' с лепестками роз, мятой, специями или другими ароматическими добавками. С другой стороны, эти добавки при заваривании интенсивно начинают отдавать свой аромат и, частично, вкус - создавая в комбинации со вкусом и ароматом чая новую вкусо-ароматическую композицию.

Из ряда чаев, 'ароматизированных ароматной натурой', заметно выделяется почти неизвестный в наших краях Orange Blossom Tea - черный чай, который, в идеале, ароматизируется лепестками цветов апельсинового дерева и приобретает очень тонкий и совершенно удивительный цветочно-цитрусовый аромат. К сожалению, аромат этот настолько тонок, что его частенько усиливают апельсиновым маслом. При деликатном использовании последнего чай остается очень вкусным - но теряет свою аутентичность.

И еще один 'натурный' чай достоин отдельного упоминания - это женьшеневый улун. Листочки этого чая, грубо говоря, смачиваются солодковым сиропом и обсыпаются женьшеневой крошкой. В хорошем варианте этот чай сохраняет чайный вид и имеет специфический, но деликатный вкус. В плохом варианте (который, увы, преобладает на рынке) превращается в 'камушки' с ядреным вкусом и едва ли приятным ароматом. Рассказам о его чрезвычайной полезности, кстати, не следует особо доверять.

Два приведенных способа ароматизации чая являются наиболее естественными и наиболее традиционными - их история насчитывает как минимум тысячу лет (в простых случаях - женьшеневый улун к таковым не относится).

Чуть менее естественен (если, конечно, можно так выразиться) способ ароматизации чая натуральными экстрактами или маслами. Принципиально этот способ очень прост - какое-либо ароматическое масло добавляется в чай и они там вместе пахнут.

Имея доступ к пищевым ароматическим маслам, такую ароматизацию можно провернуть и дома. Иногда возможность 'масляной' ароматизации предоставляют своим клиентам хорошие чайные магазины (размещая специальные 'стенды ароматизации'). Но чаще всего, конечно, такая ароматизация производится в промышленных масштабах.

Самым известным чаем, ароматизированным маслом, является, конечно, Earl Grey, который в классическом своем варианте ароматизируется бергамотовым маслом (напомню на всякий случай, что бергамот в данном случае - это не сорт груши, а цитрусовое растение, выращиваемое, в основном, в Италии). В принципе, вкус этого чая известен почти всем (равно как и его маркетинговая легенда, которую здесь и сейчас я пересказывать не стану) - но именно в принципе, потому что в настоящее время Эрл Греи редко производятся по классическому рецепту. Бергамотовое масло достаточно дорого, гораздо выгоднее использовать для ароматизации чая искусственный ароматизатор. Впрочем, об этом - чуть позже.

Для ароматизации чая используются также масла других цитрусовых (апельсина и лимона) и розовое масло. Последнее часто комбинируется с лепестками роз, но такой чай часто получается излишне 'розовым'.

К огромному сожалению, натурально ароматизированных чаев (натуральными маслами или самой 'натурой') а наших магазинах продается очень и очень немного. Основной объем ароматизированных чаев - это чаи с искусственной ароматизацией. О которых - в следующий четверг.

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

14

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 25 мая 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ - 2 Письмо рассылки "Чай" от 01 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ - 3 Письмо рассылки "Чай" от 08 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 17 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Письмо рассылки "Чай" от 23 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Письмо рассылки "Чай" от 30 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, МАЛЕНЬКАЯ Письмо рассылки "Чай" от 07 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 14 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 22 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Письмо рассылки "Чай" от 11 января 2007 года

Письмо рассылки "Чай" от 25 января 2007 года

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

Рассказывая в позапрошлый четверг об приличных 'магазинных' ароматизированных чаях, я совершенно забыл сказать несколько теплых слов о ванильном черном чае. Как и некоторые другие ароматизированные чаи, ванильный чай почти неизвестен в России, да и в магазинах он не особенно доступен (навскидку вспоминаются только Newby Vanilla Classic и Twinings Vanilla). Мало того, он тоже может быть ароматизирован более естественным (добавлением натуральной ванили) и менее естественным (добавлением ванильного ароматизатора) способом. В первом случае он, конечно, мягче и приятнее. Ванильный чай - это отличный зимний напиток: душистый и очень согревающий. Если честно, его лучше пить немного подслащенным - иначе сладость его аромата войдет в противоречие с простотой вкуса. Впрочем, в случае с Twinings Vanilla эта проблема была очень изящно разрешено - в чай добавили немного апельсинового ароматизатора, отчего в его вкусе появилась легкая цитрусовая сладость, достаточная для того, чтобы аромат и вкус гармонировали между собой. Так что именно этот чай (Twinings Vanilla) можно пить без сахара.

И еще. В упомянутый уже позапрошлый четверг свой рассказ о чаях, ароматизированных натуральными маслами, я закончил на минорной ноте: все, мол, плохо, натуральнее масла сейчас почти не используются.

И совсем забыл рассказать об одном милом месте, в котором можно от души поиграться с ароматизацией. Это T-Zone - один из заглавных магазинов сети Whittard of Chelsea. Тот T-Zone, о котором я веду речь, расположен в Лондоне, в Ковент Гардене - и на втором его этаже, среди всяческих чая-кофе-аксессуаров, расположен ароматизационный стенд. Фотографии этого стенда у меня не очень хорошие, но некоторое впечатление о нем составить позволяют. Вот одна его часть, а вот - другая.

Устроен этот стенд очень просто. На нем установлено несколько емкостей с чаем (черный двух видов - китайский и цейлонский - и зеленый), пузырьки с ароматическими маслами, емкости с декоративными наполнителями (кусочки сушеных фруктов и сушеные цветы), шейкеры и инструкция 'Как приготовить собственный ароматизированный чай'. Собственно, согласно этой инструкции и должен действовать охочий до собственных блендов покупатель. В сто граммов чая нужно добавить цветов и фруктов (в общем-то, без особой разницы, сколько - они все равно для красоты, главным образом), после чего поместить смесь в шейкер, брызнуть туда две порции масла (оно в дозаторах, как жидкое мыло) и хорошенько все взболтать. После чего пересыпать все в пакетик и отправляться на кассу.

Когда мы с женой были в этом магазине, я отнесся к этому стенду, как к забавному курьезу - и сосредоточил все внимание на плантационных чая и беседах с консультантом (очень толковым, кстати). О времени, потраченном на изучение хороших чаев и интересную беседу я не жалею нисколько, а вот о том, что не нашел десяти минут на приготовления пары собственных смесей, успел пожалеть неоднократно.

Ведь можно же было насыпать в этот чай, скажем, сушеных абрикосов, и добавить туда какого-либо совсем неабрикосового масла. Назвать этот чай 'Когнитивный диссонанс' и угощать им разных эстетствующих пижонов... Впрочем, я надеюсь еще неоднократно посетить этот магазин.

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

15

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 25 мая 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ - 2 Письмо рассылки "Чай" от 01 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ - 3 Письмо рассылки "Чай" от 08 июня 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ Письмо рассылки "Чай" от 17 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Письмо рассылки "Чай" от 23 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Письмо рассылки "Чай" от 30 ноября 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, МАЛЕНЬКАЯ Письмо рассылки "Чай" от 07 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 14 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Письмо рассылки "Чай" от 22 декабря 2006 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЧАИ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Письмо рассылки "Чай" от 11 января 2007 года
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ Письмо рассылки "Чай" от 25 января 2007 года

Письмо рассылки "Чай" от 08 февраля 2007 года

АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЧАЙ. ЧАСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ

Ну что же, уважаемые подписчики, мы, кажется, добрались, наконец, до финальной части рассказа об ароматизированных чаях. И рассказ этот, увы, будет не самым симпатичным - потому что посвящен он будет тем ароматизированным чаям, что в изобилии представлены в наших магазинах.

Я говорю о чаях, ароматизированных разными искусственными способами. И разговор этот я начну с домыслов - у меня нет достоверных данных подтверждающих мои дальнейшие слова, я просто хочу поделиться некоторыми наблюдениями.

Вот смотрите. Есть такой чай - Earl Grey. Всем уже давно и хорошо известно, что этот чай ароматизируется маслом бергамота - и этому рецепту уже не один век. А теперь давайте возьмем в руки банку или коробку любого бергамотового чая, продающегося в наших чайных магазинах и посмотрим на состав. С очень большой степенью вероятности в составе будет написано: 'Чай, ароматизатор'. Или 'Чай, ароматизатор Бергамот'. Или (как на банке Twinings Earl Grey) 'Tea, Bergamot flavouring'.

Возникает вопрос - почему в составе указывается 'Бергамотовый ароматизатор', а не 'Бергамотовое масло'? Ответ я могу придумать только один и очень простой: в большинство бергамотовых чаев, продающихся на нашем рынке добавляется не бергамотовое масло, а именно бергамотовый ароматизатор, произведенный каким-либо противоестественным образом.

Честно говоря, я бы совершенно не обращал внимание на этот факт - в конце концов, интерес к ароматизированным чаям (в том числе и к бергамотовым) у меня весьма сдержанный. Но около полугода назад мне довелось попробовать чай, ароматизированный именно бергамотовым маслом (Tea Forte Earl Grey, я как-то писал о нем, и у него в ингредиентах указано было как раз бергамотовое масло - Bergamot Oil). И этот чай привел меня в восторг, близкий к щенячьему. Разница между 'масляным' чаем и тем бергамотовым чаем, на котором о бергамотовом масле ничего не сказано, оказалось весьма впечатляющей. 'Масляный' чай гораздо деликатнее, сдержаннее и аристократичнее - когда его пьешь, базовая маркетинговая легенда Эрл Грея (связанная, как известно, с высокопоставленными дипломатами и вообще с высшим английским светом) кажется совершенно естественной. При употреблении же стандартного магазинного бергамотового чая, напротив, возникает крамольная мысль о том, что английские аристократы чай с настолько резким и грубым ароматом пить просто не могли.

Домыслы кончились. Я, собственно, делился этими своими размышлениями с одной лишь целью - рассказать о том, что к ароматизированным чаям не стоит относиться с пренебрежением. Они могут быть очень хороши. Если для их производства используется хороший чай и хорошие натуральные ароматизаторы.

Увы, в подавляющем большинстве случаев это совсем не так. О том, что для производства ароматизированного чая чаще всего используется старый, 'выдохшийся' чай, я уже писал. С ароматизаторами дело же и вовсе швах.

При производстве массовых ароматизированных чаев чаще всего используются жидкие ароматизаторы, представляющие собой смесь гвоздичного масла с искусственной ароматической композицией (эта композиция и называется на этикетках 'ароматизатором, идентичным натуральному'). Гвоздичное масло используется по двум причинам: во-первых, оно дешево, во-вторых, оно хорошо испаряется при заваривании и, соответственно, служит отличным носителем для искусственного ароматизатора. Ароматизатор, построенный по схеме 'гвоздичное масло + искусственный ароматизатор', на вкус чая практически никак не влияет.

Некоторые компании используют не 'гвоздично-масляную', а 'спиртовую' ароматизацию, при которой в чай добавляется смесь этилового спирта и эмульгаторов, в состав которых входят уже упомянутые искусственные ароматизаторы. Такая смесь достаточно надежно пропитывает чаинки и при заваривании в значительной степени влияет на вкус чая.

Помимо 'жидкой' ароматизации, при производстве ароматизированного чая (главным образом - пакетированного) используется и ароматизация 'капсульная'. В таком случае ароматизирующим элементом чая являются небольшие гранулы, представляющие собой жидкую комбинацию из масел ароматической композиции, заключенную в оболочку из растворимых веществ. Такие капсулы называются дюраромами или флексаромами. Разницу между ними я для себя пока прояснил не особенно четко, знаю лишь, что дюраромы совсем маленькие, а флексаромы по размеру сопоставимы с чаинками.

В некоторых пакетированных чаях (если их распотрошить, конечно) эти капсулы можно даже заметить - они такие беленькие. Причем часто эти капсулы делаются достаточно хитрыми - со стенками разной толщины. В этом случае они растворяются в кипятке не одновременно, а постепенно, обеспечивая постоянное 'благоухание' чая...

Короче говоря, ароматизированный чай - это продукт очень высоких пищевых технологий. И именно вопросы ароматизации чая являются одними из самых обсуждаемых на разного рода чайных выставках и конференциях. В самом начале рассказа об ароматизированных чаях я писал уже о том, что их производство чрезвычайно выгодно чайным компаниям - а это значит, что в этом направлении прогресс не будет стоять на месте и дюраромами или флексаромами дело не ограничится. Тем более что буквально на днях английские ученые опубликовали результаты проверки новой теории восприятия ароматов человеком - им эта теория может произвести революцию в разных 'запаховых' индустриях.

Все это, конечно, немножко печально. И вовсе даже не потому, что искусственные ароматизаторы вредны - полагаю, что дотошные европейцы (а именно европейские копании делают погоду на рынке пищевых ароматов) проверили и перепроверили все сто двадцать пять раз. А просто печально.

Из-за неизбывной и необъяснимой тяги всякого нормального человека к натуральным продуктам.

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

16

Письмо рассылки "Чай" от 13 апреля 2006 года

РОЙБОС С БРУСНИЧНЫМ МОРСОМ

Совершенно случайно, не занимаясь никаким целенаправленным поиском, моя жена обнаружила, что если добавить в ройбос (натуральный, без ароматизаторов) немного брусничного морса (приготовленного с небольшим добавлением сахара из замороженных ягод), то получится просто замечательный напиток.

Вкус брусники, конечно, намного сильнее вкуса ройбоса — и в образовавшемся коктейле (или моктейле, если хотите) будет доминировать безоговорочно. Но при этом образовавшийся напиток полностью сохранит мягкость ройбоса и совершенно утратит «горлодеристость», столь характерную для брусничного морса.

Короче говоря, штука получилась отличная. Мы еще поставили парочку опытов на себе с морсом клюквенным, но получилось не так вкусно. Точного соотношения ройбоса и брусничного морса я сказать не могу — потому что оно сильно зависит от концентрированности морса. Но мы смешивали в пропорции примерно 3 : 1. Три части ройбоса на одну часть брусничного морса.

Пьется тепленьким. И очень похож на тепленький компотик усредненного фруктово-ягодного, но чрезвычайно натурального вкуса. Если тепленькие компотики вас сколько-либо привлекают, то ройбос с брусникой должен вам понравиться.

ХОРОШИЙ ЧАЙ

Время от времени на меня накатывает нестерпимое желание ставить перед собой неочевидные вопросы и неочевидным образом на них отвечать. Вот, например, почему целая категория людей, известная в миру как любители чая, стремятся пить хороший чай?

Красивых и романтических объяснений этому явлению я могу предложить несколько. Некоторое время назад, например, я написал текст, рассказывающий о том, что чай — это легко и просто доступная нам роскошь, что чаепития — это праздник, который всегда с нами, и вообще, если чай изначально является роскошью, то стремление эту роскошь улучшать является совершенно очевидным.

Или вот еще одно объяснение, очень наивное, хоть и позитивное. Если я покупаю в магазине плохой чай, то свои деньги я добровольно отдаю плохим торговцам, которые торгуют самым разным барахлом и криворукому производителю, который делает плохой чай. Потому что хорошего чая делать не умеет. Короче говоря, мои кровные деньги попадают в руки разным халтурщикам.

Если же я покупаю в магазине хороший чай, то я, в конечном счете, плачу деньги хорошему и умелому производителю, веками совершенствующему свое чайное мастерство, и толковым и благородным торговцам, для которых снабжение любителей чая хорошим напитком — дело чести. В общем, денюжки мои попадают к хорошим людям, вознаграждают их за хорошую работу и, в конечном счете, способствуют сохранению чайной культуры. А то и культуры общечеловеческой.

Красивая выкладка? Нормальная.

Однако сегодня я предлагаю взглянуть на тягу к хорошему чаю с исключительно циничной точки зрения и попытаться представить, какие безусловные бонусы получает человек от того, что пьет не абы какой напиток, но напиток особенный.

Ну, во-первых, человек этот другими людьми начинает восприниматься как персона разборчивая. Или даже как сноб. А разборчивость, в том числе и разборчивость, переходящая в снобизм, сейчас в фаворе и высоко ценится.

Во-вторых, человек такой приобретает «изюминку» и возможность выделяться среди окружающих его людей. Современная жизнь, конечно, предоставляет множество способов выделиться — но очень немногие из них сравнимы по понятности со вкусом к хорошему чаю. Можно перечесть всего Маршака, решить все составленные Набоковым шахматные задачи или до ужаса бояться библиотекарей — но об этих оригинальностях за приличным столом даже и не поговоришь. А о чае, особенно о том, какой вкусный и ароматный он бывает, как сложно его найти и какие есть дорогие чаи, можно говорить бесконечно.

В-третьих, демонстративно потребляя хороший (то есть почти всегда дорогой) чай, любитель этого напитка может перескакивать через ступени социально-имущественной лестницы и общаться (с пользой для себя) с людьми, которые пьют хороший и дорогой чай не потому, что сильно его любят, а потому что пить другой им статус не позволяет.

Но все это — социальные бонусы. Их глубина сильно зависит от окружения любителя чая. Если в этом окружении питие хорошего чая не является безусловной ценностью (такой, например, как, обладание престижным автомобилем, дорогой недвижимостью или способностью догнать антилопу и дать ей по лбу так, чтобы с копыт долой), то разборчивость в чае социального статуса человека никак не повышает, просто переводя любителя чая в разряд чудаков — милых или надоедливых, в зависимости от изначального к нему отношения.

Но есть в тяге к хорошему чаю, в постоянном желании пить все более и более хороший чай еще одна сильно смущающая меня заковыка. Присущая, впрочем, всей без исключения роскоши.

Мне часто кажется, что, потребляя хорошие или даже очень хорошие товары, человек старается сделать себя лучше. И в физическом и духовном смысле.

Против физического смысла я ничего не имею. Хорошие товары часто полезнее или просто безопаснее товаров плохих — возьмем хотя бы автомобили или вино.

А вот с духовностью меня терзают смутные сомнения. У меня лично факт добычи и пития хорошего чая часто вызывает приступы немотивированного самолюбования. Возникает ощущение, что вливаемый в меня изысканный напиток меня облагораживает и делает лучше. И кажется, что чем больше хорошего чая я выпью, тем лучше стану я сам.

А ведь это совсем не так. Выпивая хороший чай, равно как и потребляя другие хорошие вещи, мы, безусловно, повышаем собственную культуру (через культуру потребления — запросто). Но ни на йоту не становимся при этом лучше.

Чай не является напитком совершенствующим, любовь к нему не делает человека мудрее и добрее, а его постоянное питие не наполняет жизнь порядком и смыслом.
А жаль.
Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

17

Письмо рассылки "Чай" от 06 апреля 2006 года

Здравствуйте, уважаемые все.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧАЙНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Несколько дней назад в Живом Журнале я нашел дневник с простым названием «Дневник Володи Z». Среди заметок на разные темы в дневнике этом оказалось и два чайных материал, причем материала одновременно и очень простых, и весьма качественных. Владимир Замятин (автор дневника) просто рассказывает о тех чаях, которые пьет каждый день: со вкусом и удовольствием. Вот первый рассказ, а вот — второй.

Чайные впечатления из «Дневника Володи Z» меня впечатлили настолько, что я тоже решил ни в коем случае не писать в ближайших выпусках рассылки о высоких и неуловимых чайных материях — но описать подробно какие-либо простые чаи из тех, что продаются в наших магазинах.

Мысль эта накатила на меня настолько внезапно и настолько сильно, что я немедленно отправился в ближайший магазин. О том, что чайный ассортимент в нем невероятно беден, я знал, но решил пренебречь этим, завязать со снобизмом и попробовать того чая, что смогу отыскать именно в этих экстремальных условиях.

И отыскал Ceylon Tea Orange Pekoe, продающийся под маркой Victorian Tea.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАЙНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Если честно, к торговой марке Victorian Tea я отношусь предвзято — мне не нравится ее оформление и очевидная даже не вторичность, а «третичность-четверичность». Причем предвзятость моя настолько сильна, что ни одного чая из этой линейки я просто не пробовал. Как вы сами понимаете, такая предвзятость отвратительна — и я решил с нею бороться самым решительным образом. А заодно и набраться новых чайных впечатлений. Ну и описать их, конечно.

Не получилось. О Ceylon Tea Orange Pekoe от Victorian Tea сказать мне почти нечего. Банальный крепкий чай, с простым, как швабра, вкусом и таким же простым ароматом. При питье с лимоном и сахаром (крепкость чая подразумевает и такое его использование) во вкусе этого чая проявляется какой-то неприятный оттенок. И все.

Все мои благие намерения пошли крахом. Снова пойду в магазин, куплю еще что-либо простое. И, может быть, следующий выпуск рассылки мне удастся посвятить какому-либо попробованному чаю целиком и полностью.

И ЕЩЕ ГРУСТНЫЕ НОВОСТИ

В Дарджилинге, регионе в Индии, производящем самые, на мой взгляд, лучшие черные чаи, в этом году произошел почти полный облом с первым сбором чая. Этот сбор традиционно начинается в самом начале марта и продолжается до апреля (возможны отклонения, конечно). Чай этого самого первого сбора обычно ценится выше всего — за зиму чайные кусты отдыхают, чайный лист «наливается» (в немного переносном смысле этого слова) и чай первого урожая часто получается восхитительным.

Но не в этом году. Дело в том, что для качественно первого сбора нужно, чтобы зимой шли доджи. А в этом году до 10 марта в небе над Дарджилингом не было ни облачка. 10, 11 и 12 марта дожди пошли, надежда на то, что хотя бы часть первого сбора будет качественно, возродились — но почти сразу умерли. Вместе с прекращением дождей.

Первый сбор чайного листа в Дарджилинге, конечно, был. Но качество этого чая, по мнению находящихся в Индии экспертов, очень низкое. Я смогу оценить качество неудачного первого сбора этого года только в мае — до меня доберется из Индии посылка с образцами. Попробую и о результатах напишу.

Но вообще, конечно, невероятно обидно. Я очень люблю этот чай, ожидание первого урожая каждого года для меня всегда было предвкушением праздника, а его дегустация — самим праздником. В этом году, похоже, праздника не будет.

Кстати, в Москве, в чайных клубах, уже появился свежий зеленый китайский чай урожая этого года. Отзывов о его качестве я еще не встречал, да и сам пока не пил (у совсем свежего зеленого чая, кстати, часто бывает немного специфический вкус, мне он не всегда нравится). Но если вдруг «потянет на свежатинку», она уже есть ;)

КСТАТИ

Подумалось вот, после чтения многочисленных новостей о положении рабочих чайных плантаций в Индии и других чаепроизводящих странах.

Ведь чай — это классический колониальный товар. Чайное изобилие, которое сейчас имеет место быть в России и многих других странах (безотносительно качества этого изобилия), сравнительная дешевизна и абсолютная доступность чая основываются на невероятно дешевом труде работников чайных плантаций. В Индии, где заработная плата чайных рабочих сравнительно высока, за восьмичасовой рабочий день рабочий получает примерно девяносто центов. Понятно, что в Индии тепло, продукты питания дешевые и люди не такие прихотливые. Но 90 центов в день в качестве хорошей зарплаты — это конечно, круто.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУМ. ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК

Я решил завершить свою работу в проекте «Информационный Бум». Возможно, на некоторое время, возможно — насовсем. Загадывать не буду. В сегодняшней своей колонке на ИБ, я, соответственно, говорю всем «До свидания»

Счастливо! Денис Шумаков

ИСТОЧНИК

0

18

БЕЛЫЙ ЧАЙ ОТ «ЗЕЛЕНОЙ ПАНДЫ»

На несколько разных чаев этой торговой марки я наткнулся буквально несколько дней назад и удивился всем, чем только можно удивиться. Во-первых, приятным оформлением 50-граммовых пачечек. Они все такие цветастые и совсем нестрогие — но при этом весьма и весьма симпатичные.

Во-вторых, ассортиментом и ценой. 50 граммов белого чая Бай Му Дань за 18 рублей — это нечто противоестественное. Конечно, для себя я сразу решил, что поразительная дешевизна объясняется столь же поразительно низким качеством чая — но чай все равно купил. Посмеиваясь сам над собой.

Однако чем больше я изучал пачку, тем меньше веселился. Ну, во-первых, изготовили этот чай люди явно приличные. Хотя бы потому, что не стали всеми способами подчеркивать исключительность собственного продукта (китайские производители массового чая этим грешат достаточно часто). Никаких романтических рассказов про девственниц и императоров. Просто расшифровка китайского Бай Му Дань («Белый Пион») и поясняющий подзаголовок: «Традиционный белый китайский чай». Ни слова неправды.

Очень порадовал меня раздел «Состав» на русском языке. Воспроизвожу полностью: «Элитный зеленый крупнолистовой слабоферментированный чай высшего сорта (букет), состоящий из двух листочков с почкой на ветке».

Вот здесь уже можно немного поерничать. Слово «элитный» из любых описаний чая почти всегда можно выкидывать безбоязненно. Это слово ничего не обозначает, кроме каких-то невнятных эмоций. Почти междометие. Пропускаем.

Тот факт, что чай везде на пачке называется белым, а в разделе «Состав» (и только на русском языке) вполне объясним — производители попытались соблюсти правила отечественного ГОСТа, в котором белого чая просто не существует, а все слабоферментированные чаи называются зелеными. Стремление соблюдать правила страны, в которой чай продается, производителя, несомненно, украшает. Хотя и вносит некоторую путаницу.

К ГОСТовским же закидонам относится и неочевидное слово «букет». В официальной табели качества чаев, принятой еще в СССР, существовал такой показатель качества чая. Сорт «Букет» был очень высоким и встречался крайне редко.

Ну а «состоящий из двух листочков с почкой на ветке» — это, конечно, мечты. В идеале Бай Му Дань изготавливается именно из этих самых двух листочков и почки, но изготавливается столь бережно, что листочки почти не ломаются.

Белый же чай от «Зеленой Панды» был переломан по самое не хочу. Возможно, что когда-то вся эта неоднородная масса растительного происхождения и была целой — но до меня она дошла крайне переломанной. Целыми остались только почки.

Впрочем, не забываем, что чай этот стоит всего 18 рулей. Для таких денег его внешний вид можно считать восхитительным. Тем более, что все остальные его характеристики оказались весьма и весьма достойными.

Аромат сухой заварки — насыщенный и приятный. Ему не хватает настойчивой мягкости, присущей качественным белым чаям, но это простительно — 18 рублей.

Цвет настоя — почти классический для белого чая. Светлый, немного затуманенный, с легкими розоватыми оттенками. Многу трухи плавает, но это простительно.

Вкус и аромат настоя явно грубее, чем положено быть качественному белому чаю — одному и самых тонких и изящных чаев. Но при этом все характерные для белого чая нот в этом вкусе и аромате присутствуют. Что приятно.

При перестаивании горчит. Впрочем, инструкция на упаковке не рекомендует настаивать этот чай более 5 секунд, но рекомендует использовать одну заварку несколько раз. Что абсолютно верно — хотя, конечно, я бы советовал немного увеличивать время настаивания.

Резюме. За свои деньги чай просто отличный. Если хочется в принципе попробовать белый чай — можно начать с этого. Если белый чай понравится как класс — можно переходить к более тонким и гораздо более качественным его исполнениям. Ну и более дорогим, конечно.

Ну и чтобы тему белого чая закрыть, ссылка, благородно позаимствованная мною со stopper.ru. Автор записи делится впечатлениями от белого чая (в Канаде), делая вывод, что в России этот напиток может многим понравится, потому что в заваренном идее напоминает самогон.

ИСТОЧНИК

0

19

Что же это такое - Белый чай?

Это листья обычного чайного куста, собранные до того, как они полностью раскроются. Ещё тогда, когда они покрыты тонкими белыми волосками. Другое отличие от традиционных чаёв - более высокая цена. Кроме того, белый чай, так же как и зелёный, в отличии от чёрного, не подвергается ферментизации в процессе обработки. Тем не менее белый чай значительно отличается от зелёного по вкусу. Если зелёные чаи имеют ярко выраженный травяной акцент, то белый - лёгкий и сладковатый. Заваривать белый чай нужно в откипевшей и чуть остывшей воде. Пониженное содержание кофеина (15 миллиграммов на стакан против 40 у чёрного и 20 у зелёного чая), больше антиоксидантов, чем даже в зелёном, выводят белый чай в разряд оздоровительных. Основные производители - Китай и Япония.

Российскому потребителю этот чай должен особенно прийтись по душе, потому что в правильно приготовленном виде он похож на стакан самогона-первака.

ИСТОЧНИК

0

20

Письмо рассылки "Чай" от 29 июня 2006 года

НЕМНОГО О НАЗВАНИЯХ

Любопытной особенностью, сопровождающей современное нам распространение чая по России, является почти полное отсутствие красивых и приятных названий для подавляющего числа его сортов на русском языке.

Само слово «чай», равно как и целый ряд других чайных и околочайных слов («чашка», «чайник», «самовар» и т.п.) в русской языковой культуре свое место заняли давно и надежно. Каждое из этих слов не только обозначает совершенно конкретный предмет, но и рождает очевидные ассоциации. Фразы «Не хотите ли чаю?», «Сегодня будем пить чай из самовара» или даже «Поставь чайник, помой чашки» интерпретируются однозначно, настраивая человека, к которому они обращены, на вполне конкретный лад.

«Чайные» слова, несмотря на их относительную молодость, обрели уже характерную «словесную магию», присущую удачным и прижившимся названиям, и переняли от породившего их языка его поэтичность и мягкий, характерный юмор.

В русском языке, кстати, очень много названий явлений и предметов, такой магией, поэтичностью и юмором обладающих. Вот, к примеру, сорта яблок: антоновка, белый налив, золотой ранет, китайка, бессемянка, грушовка, коробовка, коричное полосатое или даже пепин шафранный. За этими названиями чувствуется едва ли не вкус и аромат каждого конкретного яблока, особенно понятные тем, кто значительную часть каждого детского лета проводил, лазая по деревьям в попытке дотянуться до неободранных еще зеленых яблок. Впрочем, сорта яблок — не совсем удачный пример. Их «образно-вкусовое» восприятие требует некоторого культурного бэкграунда и не является универсальным.

Эталоном удачных названий для меня давно уже стали «имена» птиц. Попробуйте посмаковать эти очень простые, на первый взгляд, слова: снегирь, стриж, поползень, свиристель, ласточка, воробей, синица, трясогузка... Каждое из них не только просто произносится и отлично запоминается, но и тянет за собой целую цепочку ассоциаций, достаточно точно характеризующих каждую из птиц и, мало того, сразу и почти безоговорочно вызывающую к ним немотивировонную симпатию. Ну и, наконец, эти названия столь хороши, что часто запоминаются много быстрее, нежели сами птицы.

А теперь давайте посмотрим на названия сортов чая на русском языке. Вот, например: Английский Полдник, Английский Завтрак, Золотой Цветок с Молочным Ароматом, Белый Пион с горы Хуань, Изумрудные Спирали Весны. Достаточно пока. Безусловно, в каждом из этих названий есть свое очарование и даже, пожалуй, изрядная доля поэтичности. Но очарование это сродни очарованию от заклинания «Крибле, Крабле, Бумс» и похоже на то завораживающее действие, которое оказывают на ребенка навороченные, но непонятные фразы типа «демилитаризованной зоны», «общечеловеческой ценности» или «клуба кинопутешествий».

Поэтичность в названии чаев и вовсе получается чаще всего противоестественной и какой-то вымученной. «Изумрудные Спирали Весны»... Да если бы лет тридцать назад какой-либо провинциальный поэт напечатал бы такую строчку, незабвенный Александр Иванов припечатал бы ее такой хлесткой пародией, что поэт пил бы после этого беспробудно двадцать два дня (по дню за каждую букву в строчке).

Интересующиеся чаем люди чаще всего не замечают странностей в названиях сортов, как не замечают легкие недостатки в любимых людях. Но попробуйте просто произнести те названия, что я привел выше. Они ведь ужасны, корявы и вымучены, в них нет легкости, а ритмом своим они очень похожи на названия чудо-пылесосов и супер-тренажеров из телемагазинов.

На самом деле, конечно, чай совершенно не виноват в отвратительности звучания на русском языке названий многих его сортов. Не виноваты (большей частью, бывают исключения) и те люди, что эти названия придумывали — они ведь придумывали их на своем языке. Для англичанина понятие English Afternoon насыщено тайными и явными смыслами столь же плотно, как для русского понятие «поползень» или (что ближе к теме) «самовар». Я не знаю, увы, китайского языка, и не могу даже предположить, какие ассоциации вызывает у китайца название «Хуан Шань Бай Мудан», но искренне надеюсь, что теплые, красивые и приятные.

Мало того, если в русском языке употреблять названия сортов чая на их «родных» языках, звучать они начинают гораздо лучше. «Инглиш Брекфаст» — это лучше, чем «Английский Завтрак» (деловитее как-то), а «БиЛоЧунь» — много лучше, чем «Изумрудные Спирали Весны». Полностью ситуацию это, конечно, не спасает — для русского уха «родные» названия сортов чая ни чуть не менее корявы переводных — но они хоть звучат более естественно, да и ненужных смысловых пластов не порождают.

Я не уверен, что в русском языке когда-либо появятся названия сортов чая, которые будут столь же органичны и забавны, как названия тех же птиц. Для этого нужно, чтобы сорта чая надежно и надолго проникли в нашу жизнь — но как раз с этим могут быть проблемы. Россия — «ведомая» в чайном плане страна. Наши чайные предпочтения и ассортимент наших чайных магазинов почти полностью формируется западноевропейскими и восточными чайными культурами и бизнесами. Сорта чая появляются и исчезают достаточно быстро, не успевая начать адекватного взаимодействия с русским языком.

Хорошо это или плохо, я не знаю. С одной стороны, конечно, хочется, чтобы в «чайном русском» для обозначения сортов чая появились бы столь же уютные слова, как те, что используются для обозначения некоторой чайной утвари. С другой, именно с непонятности чайных названий часто начинается интерес человека к чаю. Любое непонятное название сорта чая нужно пояснять, рассказывая о русских караванах, бороздящих просторы Сибири, о сверхъестественных видениях необычайной яркости, посетивших одного китайского крестьянина, и о многочисленных девственницах разного роста, цепкими пальчиками срывающих листья с чайного куста (крупные девственницы — у корня, мелкие — ближе к макушке).

А это уже рассказ, это уже беседа. Без которой, собственно, редко случается хорошее чаепитие...
В качестве ремарки хочу добавить следующее. «Чайное словообразование» на русском языке в настоящее время идет весьма и весьма активно. Многие компании выпускают собственные купажи, не говоря уже о многочисленных и разнообразных ароматизированных чаях. Так вот, при придумывании названий купажам чая или ароматизированным смесям авторы этих названий ориентируются, похоже, на конкретный такой романтизм кустодиевской купчихи («Восточная красавица,.. ах, как это мило») и такого же уровня патриотизм — столько в этих названиях слащавости и державности. Исключения составляют названия с географическими привязками. Магия далеких стран делает свое дело: «Бухта Коломбо», «Аромат Гималаев», «Принц Египта» и прочие топи Сулавеси имея, несомненно, небольшой налет пошлости, тем не менее хорошо звучат, отлично запоминаются и придают чаю легкий колониальный шик. Которым, несомненно, он и должен обладать.

Счастливо! Денис Шумаков

0


Вы здесь » ВЕСЕЛЫЙ ОГОНЕК » УТОЛИТЕ ЖАЖДУ » ЧАЙ: история, свойства разных сортов и т.д.