Письмо рассылки "Чай" от 04 мая 2006 года
ПЛАЧ ПО ВОДЕ
При постоянном питие близких по вкусоароматическим характеристикам сортов чая у пьющего чай человека возникает эффект, который можно назвать, пожалуй, «эффектом посторонних вкусов». Наверное, такой эффект наблюдали многие любители чая, внимательные к собственным чайным переживаниям. Состоит он в следующем.
После того, как определенный сорт чая распробован и достаточно хорошо изучен, в его вкусе начинают проявляться ноты и мотивы, при первых дегустациях совершенно незаметные. Чаще всего эти проявления бывают очень и очень приятными — потому что открывать в чае новые нюансы всегда в радость. Даже если эти новые нюансы связаны с объективно грустными процессами («старением» чая по мере хранения, например), они все равно доставляют удовольствие. Чай — сущность изменчивая, и наблюдать эту изменчивость очень приятно.
Однако наряду с приятными посторонними вкусами в чай начинают приходить и посторонние вкусы неприятные. Во вкусе чая могут начать проявляться не заметные ранее вкусы не очень качественной посуды, давно немытого и покрытого тонкой пленкой фарфорового чайника, и прочее, и прочее, и прочее.
Но от всех этих посторонних неприятных вкусов, как правило, удается быстро избавиться — посуду, в конце концов, можно легко поменять, а чайник отчистить. Останется только один неприятный посторонний вкус. Вкус воды.
Для меня вкус воды, проявляющийся за чаем, превратился в последнее время в настоящую паранойю. Дело в том, что в наш город практически не привозят хорошую воду. На рынке царствуют «Старомытищеский источник», «Росинка» и несколько местных торговых марок. В этом убогом наборе лучшей водой, безусловно, является «Росинка ?2», но объективно для приготовления хорошего чая она подходит очень и очень условно. На троечку по пятибалльной шкале.
С местными водами дело вообще полный швах — Псков стоит на известняковых пластах, в городе и около него множество артезианских скважин, вода в них весьма и весьма приличная. Но непростительно жесткая для чая. Куриный бульон на ней варить можно. Заваривать чай — нельзя. С местной водой, конечно, без проблем справляются очень крепкие цейлонские чаи. Ну или чаи безнадежно ароматизированные. Вкус чаев тонких жесткая вода убивает навзничь.
Приходится приносить прибыль «Полюстрову» и покупать их «Росинку». Это, как я уже говорил, нормальная вода. Но у нее есть один неприятный недостаток. В ней присутствует странная сушинка, хорошо заметная при употреблении этой воды в чистом виде. Проявляется эта сушинка очень просто — «Росинкой» не особенно напиваешься. То есть ее пьешь-пьешь, понимаешь, что потребность организма в жидкости уже давно удовлетворена — а жажда не прошла.
Естественно, эта сушинка проявляется и во вкусе чая. Причем проявляется не сразу, а после того, как чай распробуешь и привыкнешь к нему. Это очень неприятно, на самом деле — и заставляет ностальгировать по природной воде. Вкусной и утоляющей жажду по-настоящему.
Для меня идеалом воды вообще и идеалом воды для чая в частности является вода болотного происхождения, как следует профильтрованная через мелкий лесной песок. Болотное происхождение воды гарантирует ее мягкость, а песчаная подушка-фильтр избавляет воду от неприятного болотного наследия: мелких частичек торфа, придающих воде буроватый цвет, и не особенно приятных затхлых ноток во вкусе и аромате. У таких «болотно-песчаных» вод есть, правда, один недостаток — нестабильное качество. Источники такой воды очень уязвимы к внешним воздействиям. Песчаная подушка не только отлично фильтрует болотную воду, но и активно впитывает в себя воду любую другую. Поэтому осенью и весной источники хорошей болотно-песчаной воды «вырубаются» по естественным причинам, заметно падает в них качество воды и после сильных дождей. А еще такие источники должны содержаться в идеальной чистоте и быть, по возможности, мало кому известны или труднодоступны — большого количества жаждущих взять хорошую воду они тоже не переносят. На моих глазах один из таких источников всего в нескольких километрах от Пскова благополучно накрылся медным тазом — добыть из него хорошую воду удается все реже и реже.
Однако когда получается — в доме случается чайный праздник.
Хорошая вода кардинальным образом меняет чай. Причем меняет даже не вкус или аромат — но всю совокупность характеристик. Совершенно очевидно, что наибольшее влияние хорошая (читайте — мягкая) вода оказывает на экстракцию чайных листьев. Проще говоря, чай в ней заваривается более крепко. Именно это увеличение крепкости и влечет за собой полную смену чайных переживаний.
Если долго заваривать чай не особенно подходящей бутилированной водой, то есть водой, скорее маскирующей достоинства чая, нежели раскрывающей их, то первый чай, заваренный на воде приличной, может быть безнадежно испорчен. Особенно если это черный чай. Он заварится настолько крепко, что станет просто невкусным. Следующая заварка уже будет более аккуратной и, в конце концов, чай будет «настроен по крепкости» до привычного состояния, после чего окажется, что гармония вкуса и аромата у него совсем другая, нежели было заметно раньше.
Необходимость «настройки по крепкости» при заваривании чая в мягкой воде приводит к немного противоречивому эффекту. С одной стороны, чай становится более настойчивым — и вкус, и аромат, и послевкусие напитка проявляются более заметно и четко, позволяя прочувствовать чай до самого последнего нюанса. С другой стороны, чай становится заметно более деликатным, намного более мягким и несравненно более гармоничным, нежели в случае с «неправильной» или «не совсем правильной» водой.
Одним словом, качественная болотно-песчаная вода вне конкуренции. И как раз ее-то мне сейчас и не добыть.
Перебиваюсь «Росинкой».P.S. Я понимаю, что объективно лучшими для приготовления чая считаются ледниковые горные воды — но в наших краях нет ни гор, ни родников, так что этот вариант не рассматривается.
P.P.S. Я заметил еще вот какую странную штуку. На хорошо подходящей для заваривания чая воде отлично получаются соленые огурчики. Выходят они хрустящими и удивительно освежают. Как в малосольном, так и в полностью виде.
Счастливо!
Денис Шумаков