Гамаюн, птица вещая (картина)
«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст.
Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале. Картина была передана музею в период формирования его фонда в 1920-е годы из запасников государственных музейных фондов Москвы — наиболее вероятно, в 1928 году, уже после смерти В. М. Васнецова.
На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой и пальцами на ногах. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль, мрачное, в глубоком раздумье, тревожное, испуганное, побелевшее, скорбное, суровое; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами полными ужаса и растерянности. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими, или пытается от чего-то отгородиться, или они «смяты порывами бури». Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать.
Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа. Рядом с деревом из воды растут стилизованные «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки». Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней «тревожное» небо. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката, то ли пожара. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа». По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия.
Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова.
Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью.
По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа». Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926). Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве.
По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Она стала известной почти с момента написания. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера». Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже.
В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн». В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой.
В 1988 году Издательством «Изобразительное искусство», Москва, был выпущен набор открыток, посвящённый творчеству В. М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге. Былины. Сказки», куда вошла и репродукция картины «Гамаюн». Сравнение деталей и колорита репродукции с колоритом картины «Гамаюн» указывает, что основой репродукции послужил эскиз картины, выполненный в «утренней», тёплой гамме — данная работа, размером около 30х40, демонстрировалась на выставке графики В. М. Васнецова, представленной в 1975 г. в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Местонахождение этой версии картины неизвестно. Символика «утреннего» Гамаюна, в отличие от сгорающего, «вечернего» Гамаюна — это символика возрождения, рассвета. Две ипостаси, воплощённые в этих двух образах, указывают нам на солярный символ, на образ солнца, вечерней и утренней зари, символику гибели и возрождения.
ИСТОЧНИК
Отредактировано Ольга-Алёнушка (2021-02-21 21:06:25)